Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Университета Строганова!
欢迎来到俄罗斯国立工艺美术大学(斯特罗加诺夫大学)门户网站
Университет
Наука
Университет Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Научный полк 2022   /   Образ женщины-матери как символ Родины в живописи военного периода

Образ женщины-матери как символ Родины в живописи военного периода

Образ женщины-матери как символ Родины в живописи военного периода

М.А.Бакасова, студентка кафедры Средового дизайна

 

После вероломного нападения немецко-фашистских захватчиков на Советский союз 22 июня 1941 г. фактически все гражданское население страны, включая и женщин, было вовлечено в вооруженный конфликт.

Советские художники понимали силу призыва, созданных ими произведений, адресованную миллионам советских граждан, выражающуюся в поднятии патриотизма, мужественности, героизма -  столь необходимых для борьбы с захватчиком. Силой кисти советских художников было создано множество картин и плакатов, поднимающих дух русских солдат.  Среди первых плакатов Великой отечественной войны следует отметить плакат И.Тоидзе «Родина-мать зовет». Этот плакат более других известен нам, потомкам великих дедов-освободителей. На фоне поднятых штыков на нас смотрит красивая женщина средних лет, которая в правой руке держит текст военной присяги, а левая ее рука направлена вверх призывая своих сыновей, братьев, отцов и мужей исполнить свой главный долг – защитить Отечество. Лицо ее красиво и серьезно, губы крепко сжаты, волосы слегка развеяны ветром, во взгляде чувствуется непреодолимая тревога - она мать, она женщина, в ее природе заложена жизнь, рождение и воспитание детей, но у нее  нет другого выхода, она обязана призвать своих детей к борьбе против захватчика, нацеленного против жизни ее детей, семьи и Родины.

Репродукции плаката, размером чуть меньше обычной почтовой открытки,  хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери. Жест поднятой верх руки матери-Родины  схож с известным обликом Богоматери Оранты, взывающей спасти человечество.

Нельзя не отметить агитационный плакат 1942 года «Отомсти» художника Д. Шмаринова, затрагивающий тему страданий русских женщин на оккупированных территориях. Художник во весь рост изобразил женщину-мать, держащую на руках тело чудовищно умертвленной дочери. Мучение и трагедия этой женщины безмолвное, но «раздерающее душу». На втором плане плаката разгорается зарево от пожарища. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование к советскому воину — отомсти! Одно слово "Отомсти" подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам. Художники использовали убедительную агитацию, связанную со страданиями и горем детей, матерей и женщин, тем самым принуждая мужчин отомстить врагу за их горе и несчастья.

Страдания начального периода войны художественно переданы в плакате В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!". Впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, плакат порождал у воинов красной армии непреодолимую ненависть к врагу. Бесчисленно скопированный на деревянных щитах у военных дорог, на стенах зданий, на почтовых открытках , он был  клятвой, порождал  в чувствах бойцов праведное   стремление уничтожить захватчика, спасти  своих женщин и детей от мук и страданий. Женщина на руках держит прижавшегося к ней ребенка. Волосы выбились из-под светлого платка, злобой и болью нахмурен лоб, мученически опущены губы. Мальчик в ужасе прильнул к матери. В сердце матери нацелен фашистский штык. Нет лишних штрихов. Ручка малыша прячется под материнским платком. Окрапленный кровью нещадный штык безжалостен и женщина - молодая мать, готовая своим телом закрыть дитя, производили яркое впечатление. Художник Корецкий неоднократно получал от неизвестных ему солдат сотни встревоженных писем, в которых воины клялись изгнать немецкого захватчика с Советской родины. Избавить русский народ фашистской нечисти. Наши солдаты понимали, что могли сделать с их семьями, детьми, женами и матерями фашистские захватчики. В.Корецкий настолько точно показал в этом плакате ужас ребенка и решительность матери, во что бы это ни стало защитить свое дитя от фашистского штыка, не смотря на свою безоружность, она готова отдать  жизнь за свое дитя, она остается матерью и до последней минуты своей жизни готова защищать свое чадо любой ценой.

Начавшаяся Великая Отечественная война в корне изменила характер и темпы развития всех видов искусства. Серьезные изменения вызвала она и в станковой графике. Её достоинства - оперативность графики, сравнительная несложность ее техник стали теперь качествами особенно драгоценными. Обжигающая потребность  художников сказать свое слово во время  испытаний всего советского народа, быстрее отозваться на горечь и героизм наступившего дня подводила многих мастеров -художников к рисунку, акварели, иногда и гравюре. С первого же года войны наряду с плакатом и карикатурой станковая графика стала одним из наиболее активных, глубоко волнующих сердца зрителей видов искусства. Графики-станковисты создавали в этот период значительные произведения. Этому способствовала оперативность их техники, в отличие, например, от живописи. Дементий Шмаринов создал серию рисунков «Не забудем, не простим!» (1942) углем и черной акварелью — с характерными трагическими ситуациями первого года войны. Из них наиболее известны «Мать» над телом убитого сына и «Возвращение» крестьянки на пепелище, а также «Казнь партизанки». Тут впервые появляется тема, которая потом станет для искусства военных лет традиционной — советский народ и его сопротивление агрессии, главный эмоциональный смысл серии — страдания простых женщин, стариков и детей, его гнев и героическая сила, «предрекающие» поражение фашистов.

Невозможно не оценить роль простой русской женщины во время Великой отечественной войны, ее каторжный труд во благо фронта на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах. Советский тыл во время Великой, состоявший из женщин, стариков и подростков, жил под единственным лозунгом «Все для фронта, все для победы». Именно этот лозунг определял тематику и содержание тыловой агитационной графики. Мужчин, ушедших на фронт,  в заводских цехах и на полях заменили женщины, старики и дети.  Женщины были главной силой трудового тыла, работали  несмотря на голод и лишения. Художники прославляли их каждодневный будничный подвиг. Круглосуточно на передовую шли эшелоны с боеприпасами и продовольствием, это олицетворяют плакаты "Заменим!" В. Серова.

В кругу написанных художниками образов женщин отыщется немного столь точных и  глубоких, как в картине С. В. Герасимова “Мать партизана” (1943). Светлым пятном на темном фоне читается фигура женщины, и темным на светлом выступает фигура фашиста,  выглядит это символически. Фигура женщины, как будто высечена из цельного куска белого мрамора. Она дает отпор злу и в ней огромная сила материнской любови.

О простых советских женщинах, обычных труженицах, преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в  лирической картине «Мать» (1945). Он показал образ женщины, для которой любой солдат Красной Армии — родной сын. Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».

Образ женщины – матери отображенный советскими художниками периода Великой отечественной войны отразил самоотверженность и героическую борьбу  русских женщин настолько глубоко и сильно, что смог  выявить чувства, эмоции и переживания,  высокий патриотический подъем всего советского народа в борьбе с захватчиком.

Во время Великой отечественной войны   произошла концентрация лучших черт советских женщин: ее готовность к подвигу и самопожертвованию во имя свободы и жизни детей, любовь к ближнему, самоотверженный труд. Ценность произведений искусства, рассказывающих о советских женщинах-матерях, тружениках тыла, партизанах, определяется тем, что они позволяют не только проследить важные этапы сражений Великой Отечественной войны, но и своими глазами увидеть женщин-матерей, женщин-труженников, женщин-воинов оценить их подвиг и вклад во имя  Родины, Отечества и Победы. Ценность этих художественных документов для нас заключена в исторической достоверности и искренности чувств. Воскрешая исторические события Великой Отечественной войны, собирая их в художественные образы, мастера искусств показывают нравственную красоту подвига русской женщины.