Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Университета Строганова!
欢迎来到俄罗斯国立工艺美术大学(斯特罗加诺夫大学)门户网站
Университет
Наука
Университет Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Научный полк 2022   /   Александр Дейнека: гимн советскому патриотизму

Александр Дейнека: гимн советскому патриотизму

Александр Дейнека: гимн советскому патриотизму

Д.Е.Кардашенко, студентка кафедры Средового дизайна

«А.А.Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одарённым и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе - новой жизни, новой семьи, нового образа жизни.» [5, с. 61] - так писал о своём учителе выпускник Суриковского института Николай Ерышев. Александр Александрович Дейнека был художником, соавтором которого было само время. Он был неразрывно связан с бурлящей эпохой революции и реконструкции страны. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью. Его раннее творчество пронизано духом социалистического реализма: на лицах упорно трудящихся и активно занимающихся спортом людей неизменно сияют улыбки, население страны жизнерадостно смотрит в светлое будущее. Это как ничто другое отражает веру художников начала века в значительную роль искусства в построении нового мира. Это чувство активной сопричастности тому что происходит вокруг наполняет картины жизнью и неподдельными чувствами.

Дейнека бесспорно является одним из мощных столпов социалистического реализма. Многие знают его как прекрасного художника, стремившегося к «Золотому веку» [6], радостно воспевавшего море, солнце, спорт, аэропланы... Но достаточно ли этого для полноценного понимания уникальной личности Александра Дейнеки? Нет. Дейнека хотел быть предсказателем, несущим весть о счастливом будущем, но на деле оказался лишь романтиком и мечтателем. Путая подвиг и нужду, изображая волокущих неподъёмные грузы женщин с неизменными улыбками на лицах, Дейнека "создаёт свою утопию на фоне массовой нищеты и неустроенности". [5] Однако наравне с радостными и беззаботными картинами «Динамо. Севастополь» (1934), «Вратарь» (1934) в его творчестве появляются такие мрачные полотна как «Перед спуском в шахту» (1925), «Безработные на Западе» (1929), раскрывающие художника с иной стороны. В шахтёрской серии и «Обороне Петрограда» уже есть «чувство силы и воли» [6], но глубина таланта А. Дейнеки в полной мере раскроется несколько позже - в изображениях Великой Отечественной войны.

Совершенно особую роль в творчестве Александра Александровича играют картины военного времени. Немаловажное влияние на художника оказали командировки на фронт, где он был свидетелем ожесточённых боёв в районе Можайска, делал множество фронтовых зарисовок. «Грянувшая война осветила жизнь новым, трагическим светом » [7, с. 65]: во время Великой Отечественной немецкая армия захватила Курск, где жили мать и сестра Дейнеки. В период длительной оккупации в 1942 году умирает мать художника. Тяжелейшие испытания войны и личная трагедия вывели творчество Александра Александровича на новый уровень. В эти годы он создаёт новые, напряжённые и драматичные произведения, обозначающие резкий перелом в его искусстве.

Первое значительное произведение военного времени - это «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941). Холодное мрачное небо, острые углы опустевших домов, чёрно-красные силуэты противотанковых укреплений, пронзающих плавные линии белых сугробов... Об этой картине пишут: «Художник А. Дейнека создал замечательные пейзажи Москвы, московской окраины, Подмосковья, где всё пронизано дыханием войны. Они (художники) расширили образное постижение мира природы, обогатили самый жанр пейзажной живописи новыми сюжетами и глубоко личными переживаниями современника великой отечественной войны». [3] Горечь и страдание пронизывают целую серию последовавших за «Окраиной Москвы» пейзажей. Появляются щемяще горький образ одинокой покинутой «Сгоревшей деревни» и зловеще озаренного кроваво-красными сполохами Большого театра на картине «Площадь Свердлова в декабре 1941 года».

Самым известным среди произведений Дейнеки не только военного времени, но и, наверное, всего периода творчества является картина 1942 года «Оборона Севастополя», к работе над которой художник приступил во время тяжелейших боёв на Крымском полуострове. Батальную сцену, лёгшую в основу холста, Дейнека увидел на линии фронта, куда приехал специально чтобы запечатлеть моменты сражений. Эта картина своего рода гимн мужеству и отваге бойцов, стоявших на защите города, настоящий символ советского патриотизма.

Мы не знаем, какое точно сражение за Севастополь изображено на картине (всего было три штурма города), но это и не так важно - Дейнека смог создать монументально-эпическое полотно, запечатлевающее трагедию не отдельного боя, но всей войны в целом.  Памятник славному прошлому, картина и сегодня захватывает своей возвышенной патетикой, заставляет горячо переживать за судьбу изображенных героев.

Невероятно динамичная композиция построена таким образом, что зритель чувствует себя участником происходящего. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске является «нервом» картины, придаёт ей особенный драматизм. Поверженный фашист, лежащий у ног главного героя картины, несоразмерно мал - он слаб и беспомощен перед советской армией. Чтобы показать натиск и численность немецкой армии Дейнека использует интересный композиционный приём - торчащие из-за края картины штыки, а пейзажный фон дополняет и расширяет сюжетную динамику и напряженность картины. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

Позже критики упрекали художника в том, что в «Обороне Севастополя» им использованы слишком прямолинейные схематичные образы (столкновение светлых советских матросов и тёмно-серых вражеских воинов очевидно символизирует вечную борьбу света с тьмой, добра со злом), но на выставке 1942 года картина произвела на зрителей невероятное впечатление.

Уверенность в победе советских войск, в крахе гитлеровского режима не оставляла художника с первых же дней войны. И картина «Сбитый ас», так же как и другие написанная на основе фронтовых зарисовок, показывает судьбу врага, напавшего на нашу Отчизну. Изломанная фигура вражеского лётчика падает на ощетинившуюся надолбами землю. На его лице спокойствие. Дейнеке удаётся показать судьбу фашистских захватчиков, не злорадствуя и не создавая карикатуру.

Над своими батальными картинами Дейнека работал на пределе эмоций, вкладывая всю душу в создание полотен. Атмосфера времени, тяготы военного положения, характер общественной ситуации не могли не наложить отпечаток на художественное восприятие и мышление художника. Поэтому глядя на такие картины как «Оборона Севастополя«, «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Сбитый ас», мы видим скорее не форму, а поэтическое содержание, эмоции, владевшие их автором. Характерно, что когда в 1943 году Дейнеку попросили сделать копию с «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года», он не смог выполнить заказ - не смог второй раз повторить то настроение, тот надрыв, сопровождавший его во время написания оригинала.

В батальных картинах Дейнеки, в этой многозначности и эпичности образов находят подтверждение слова самого художника о том, что война заставила его заговорить во весь голос. И действительно, хоть талант Александра Александровича как смелого экспериментатора и мастера композиции проявился в самом раннем его творчестве, всё же глубина, патетическая сила, драматизм и героический пафос проявились в его работах лишь тогда, когда чрезвычайные обстоятельства военной поры помогли Дейнеке увидеть новые качества советского человека, раскрыть его внутренний мир.

Библиография

1. Антонова К., Юдкевич Т.. Дейнека.Живопись. М: издательская программа Интерроса, 2010

2. Бродский И. Замечательные полотна. Антология. Л: Художник РСФСР, 1964

3. Документы народной доблести // Известия. 1942, 13 декабря.

4. Ионина Н.А.Сто великих картин. М: Вече, 2002 - С. 396-398

5. Лазарев, Михаил. Александр Дейнека: художник во времени. Третьяковская галерея (журнал). Январь 2011, #1 (30). С. 61-75

6. Погрецкая Н.М. Идиллия в творчестве Дейнеки. Опыт интерпретации // Проблемы советского искусства 1930-50 гг. — Курск, 1999. С.9-13

7. Сысоев В.П. Александр Дейнека. М: Арт-Родник, 2010. - С.65-73