Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Университета Строганова!
欢迎来到俄罗斯国立工艺美术大学(斯特罗加诺夫大学)门户网站
Университет
Наука
Университет Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Научный полк 2022   /   Николай Бут. Аджимушкайский цикл

Николай Бут. Аджимушкайский цикл

Николай Бут. Аджимушкайский цикл

Т.Акимов, студент кафедры Дизайн Средств Транспорта

 

Студия военных художников имени М. Б. Грекова — государственная творческая организация Министерства обороны РФ. Создана 29 ноября 1934 года по идее великого мастера батальной живописи Митрофана Грекова и впоследствии названа его именем.

Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович. Родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область). Сначала поступил учиться живописи в Одесское художественное училище, затем оказался в Петербургской академии художеств, где обучался у И. Репина и Ф. А. Рубо — классика батального жанра. Стал основателем советского батального жанра. В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок. В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Документировал подвиги Первой конной армии Буденного.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова была создана 29 ноября 1934 года на базе особой отдельной кавалерийской бригады как изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова. В 1938 году Студия получила свое современное название, За время своего существования Студия сформировалась как профессиональный творческий коллектив, создавший своеобразную художественную летопись Вооруженных Сил страны, славы русского оружия и истории народа. В годы Великой Отечественной войны художники Студии выезжали на фронты, трудились во фронтовых газетах и агитационно-художественных изданиях. Многие грековцы вместе с армией дошли до Праги, Варшавы, Будапешта, Берлина. В их зарисовках, набросках, этюдах запечатлены героизм воинов, мужество и стойкость народа, поднявшегося на защиту Отечества. На основе этого материала в военные и первые послевоенные годы были созданы десятки произведений, вошедших в золотой фонд отечественного искусства. Это плакаты Л. Голованова «Дойдем до Берлина», «Дошли», картина П. Кривоногова «Победа», Б. Неменского «Мать», мемориал Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине Е. Вучетича и др. В послевоенные годы творчество студийцев окрепло и получило широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Помимо сотен знаменитых исторических и батальных картин грековцами написано более семидесяти диорам, панорам в различных городах страны и за рубежом. Их силами восстановлена панорама «Бородинская битва» Франца Рубо, а также создана крупнейшая в Европе панорама «Плевенская эпопея» в Болгарии и панорама «Сталинградская битва» в Волгограде. Шесть диорам, отражающих крупнейшие сражения Великой Отечественной войны написаны художниками Студии для Музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе в Москве.

Отдельно бы хотелось остановится на творчестве Николая Яковлевича Бута, одного из ведущих мастеров Студии военных художников им. Б. М. Грекова, Почетный гражданина города-героя Керчи. Родился Бут в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. 
Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать Николаю не пришлось: к концу Великой Отечественной войны ему исполнилось всего шестнадцать. 
Но с гитлеровским «новым порядком» он столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась в 1934 году, испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов.

Начало работы Николая Яковлевича в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства, принимая участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорамы «Форсирование Днепра» и панорамы «Огненная дуга». И все же вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема керченских катакомб – военного Аджимушкая.

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, и в их числе поэт Илья Сельвинский. Стихотворные строки Сельвинского «Аджимушкай» настолько сильны эмоционально, что нельзя не упоминуть хотя бы отрывок.

Кто всхлипывает тут? Слеза мужская 
Здесь может прозвучать кощунством. 
Встать! 
Страна велит нам почести воздать 
Великим мертвецам Аджи-Мушкая. 
Воспрянь же, в мертвый погруженный сон. 
Подземной цитадели гарнизон! 
Здесь был военный госпиталь. Сюда 
Спустились пехотинцы в два ряда, 
Прикрыв движенье армии из Крыма. 
В пещерах этих ожидал их тлен. 
Один бы шаг, одно движенье мимо 
И пред тобой неведомое: плен! 

Прочитал эти строки Сельвинского в Таганроге и 16-летний Николай Бут. Тогда же ему захотелось увидеть все своими глазами. Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы Буту удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. 
В то время началось создание первой подземной экспозиции, которое осуществлялось под руководством С.М.Щербака. В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Вскоре автор меняет название на более емкое и значимое — «Аджимушкай. 1942 год».

Своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а фигуративный образ врага на холсте отсутствует вообще. Сюжетный круг картин четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона: подготовка к бою («На задание» 1966); ожидание боя («Засада», 1968); мгновения, завершающие сражения («Последняя граната», 1962; «Во имя жизни», 1963; «Последний рубеж», 1965); сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей («Скорбная минута», 1965; два варианта картины «Клятва», 1965-1967 и 1974-1978).

Тема войны, ожесточенность боя передаются не сценой самого непосредственного сражения – автор делает акцент на психологическом состоянии его участников. 
Отсюда и стремление автора к портрету, например, триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974, портреты руководителей обороны. 

Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету, особенно к портрету человека, пережившего войну. Он писал: «Мы – художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!». Картины Аджимушкайского круга – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных судеб, сложившихся в Аджимушкае в одну судьбу.

Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам. 7 мая 1985 года, в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной, где экспонируется и поныне.

В настоящее время коллектив Студии, сохранял сложившиеся творческие традиции, живо откликается на происходящие в стране и в мире события. 30 мастеров живописи, скульптуры, графики работают сегодня в стенах Студии, Прилив сил на конкурсной основе осуществляется в основном из Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова. Серьезное влияние на творческий процесс коллектива оказывает художественно-экспертный совет, куда входят художники и искусствоведы страны, представляющие Российскую Академию художеств, Союз художников России и другие творческие организации. Творчество грековцев во многом определяет развитие военно-исторической и героико-патриотической темы в современно изобразительном искусстве. Одна из важнейших сфер деятельности военных художников - это их работа в войсках и на флоте, а также в «горячих точках. Своей деятельностью Студия обеспечивает потребности войск и сил флота в изобразительной продукции, проводит значительную выставочную и экскурсионную работу, оказывает методическую помощь народным изостудиям в округах и на флоте, организует на базе студийного выставочного зала методические занятия и семинары со слушателями военных академий. Студия военных художников им. М. Б. Грекова представляет собой уникальный творческий коллектив, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, принятые в Студию на конкурсной основе. Объединяет всех художников Студии идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. Творческий метод реализма положен в основу деятельности всех поколений грековцев и эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма, такими как Репин, Суриков, Верещагин, Рубо.