picture modal

Университет имени С.Г. Строганова

Живопись и графика

Фонд живо­писи и гра­фики рас­по­ла­гает образ­цами, испол­нен­ными в раз­лич­ных гра­фи­че­ских тех­ни­ках (гра­вюра, рису­нок каран­да­шом и пером, аква­рель, гуашь) и живо­пис­ных (мону­мен­таль­ной (фрес­ко­вой), тем­пер­ной, лако­вой мини­а­тюры). Мате­риал фонда укла­ды­ва­ется во вре­мен­ные рамки ХVII — ХХ вв.

 

В музей­ной кол­лек­ции пред­став­лены отдель­ные образцы рус­ской гра­вюры XVIII–XIX вв. Ценной и зна­чи­тель­ной частью фонда, как по коли­че­ству, так и по худо­же­ствен­ным досто­ин­ствам явля­ется собра­ние гра­фи­че­ских копий орна­мен­таль­ных заста­вок и бук­виц из древ­них руко­пи­сей (гре­че­ских и рус­ских) Х-ХVIII вв. и неко­то­рых образ­цов рус­ского при­клад­ного искус­ства. Эти копии были выпол­нены уче­ни­ками и пре­по­да­ва­те­лями Стро­га­нов­ского учи­лища во вто­рой поло­вине XIX века. Техника и мате­риал, как пра­вило, аква­рель с бели­лами, ино­гда гуашь с исполь­зо­ва­нием брон­зо­вой краски на «бри­столь­ском» кар­тоне. Эта кол­лек­ция была осно­вой фонда музея Стро­га­нов­ского учи­лища во вто­рой поло­вине XIX века.

 

В экс­по­зи­ции музея можно видеть под­лин­ные фраг­менты рус­ских фре­сок ХVII века и пер­во­класс­ные копии с про­из­ве­де­ний мону­мен­таль­ной и стан­ко­вой живо­писи масте­ров ита­льян­ского Возрож­де­ния; образцы мини­а­тюр­ной лако­вой живо­писи Китая и  Японии XIX и XX вв. и автор­ские шка­тулки с рос­пи­сью в той же тех­нике совет­ских масте­ров Мстеры и Холуя.

 

Уникальна кол­лек­ция рисун­ков и эски­зов извест­ных рус­ских худож­ни­ков и архи­тек­то­ров начала ХХ века — М.А.Врубеля, С.В.Ноаков­ского, С.И.Ягужин­ского, Ф.О.Шехтеля. Значи­тель­ную группу экс­по­на­тов фонда состав­ляют мате­ри­алы из гра­фи­че­ского насле­дия уча­щихся Стро­га­нов­ского учи­лища конца XIX — начала XX вв. Ценность этих работ состоит в том, что они отра­жают опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния к про­цессу обу­че­ния в Стро­га­нов­ском учи­лище на раз­ных эта­пах его раз­ви­тия, поз­во­ляют про­сле­дить эво­лю­цию про­цесса худо­же­ственно-про­мыш­лен­ного обра­зо­ва­ния в России на при­мере ста­рей­шего худо­же­ствен­ного учеб­ного заведения.

 

01. Рису­нок гип­со­вой головы Зевса. Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища кон. XIX — нач. XX вв.

02. Рису­нок инте­рьера музея. Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища Бело­слю­дов. 1901 г.

03. Проект ларца «Выбор невест» (к 300-летию дома Рома­но­вых). Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища С. Титу­нин. Нач. XX вв.

04. Проект кера­ми­че­ского кув­шина в рус­ском стиле XVII века. Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища. Посл. Четв. XIX в.

05. Пейзаж. Герма­ния XIX в.

06. Пейзаж. Герма­ния XIX в.

 

Имеются в собра­нии совсем неболь­шие раз­делы: «Этно­гра­фия и архео­ло­гия», «Скульп­тура из камня и ее гип­со­вые слепки» (в основ­ном слепки с уни­каль­ных анти­ков), «Изде­лия из раз­ных мате­ри­а­лов» (камень, рез­ная кость, папье-маше и т.п.), насчи­ты­ва­ю­щие до четы­рех­сот единиц.


Фонды музея РГХПУ посто­янно попол­ня­ются луч­шими диплом­ными рабо­тами, выпол­нен­ными сту­ден­тами в мате­ри­але, экс­по­на­тами, свя­зан­ными с исто­рией Стро­га­нов­ского учи­лища и при­над­ле­жа­щими ранее музею училища.