Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука

Металл

В музее МГХПА собраны пре­крас­ные образцы худо­же­ствен­ного металла. Наибо­лее древними явля­ются изде­лия, отно­ся­щи­еся к антич­ной куль­туре. Наряду с про­из­ве­де­ни­ями I в. до н.э. раз­дел рас­по­ла­гает галь­ва­но­ко­пи­ями со зна­ме­ни­тых про­из­ве­де­ний из Боско­ревле, Пергама, Гель­де­с­гейм­ского клада. Сред­не­ве­ко­вое искус­ство Европы пред­став­лено в основ­ном галь­ва­но­ко­пи­ями, зака­зан­ными в конце XIX в. из круп­ней­ших музеев Фран­ции и Герма­нии, спе­ци­ально для Стро­га­нов­ского учи­лища. Это, пре­жде всего, пред­меты культа, пред­став­лен­ные изде­ли­ями лимож­ских масте­ров: даро­хра­ни­тель­ницы ХII века, навер­шия епи­скоп­ских жез­лов, реликва­рии, оклады Еван­ге­лий. Все они цели­ком покрыты орна­мен­том, выпол­нены в тех­нике выем­ча­той эмали.

 

Одна из инте­рес­ных стра­ниц исто­рии раз­ви­тия худо­же­ствен­ной обра­ботки метал­лов пери­ода Ренес­санса про­ил­лю­стри­ро­вана Лимож­скими рас­пис­ными эма­лями таких авто­ров, как Жак П.Ладен (1603–1629), ярко харак­те­ри­зу­ю­щими тен­ден­цию сбли­же­ния эма­льер­ного искус­ства с живописью.

 

Боль­шую исто­ри­че­скую цен­ность в искус­стве обра­ботки металла имеют экс­по­наты стран Востока — Турции, Ирана, Бирмы, Китая и Японии, отно­ся­щи­еся к ХVIII — ХIХ векам (пред­меты оби­хода, посуда, мел­кая пластика).

 

Наибо­лее полно и инте­ресно пред­став­лен рус­ский худо­же­ствен­ный металл XVII — XX веков. Это такие типич­ные для России XVII–XVIII вв. раз­но­вид­но­сти посуды, как стопы, бра­тины, чарочки, ендовы, изго­тов­лен­ные из меди и олова, укра­шен­ные гра­ви­ро­ван­ным и чекан­ным орна­мен­том. В экс­по­зи­ции пред­став­лены уни­каль­ные про­из­ве­де­ния рус­ского эма­льер­ного искус­ства XVIII — ХIX веков Велико-Устюж­ского про­из­вод­ства: — под­носы, стопы, шка­тулки, чер­ниль­ные наборы, отли­ча­ю­щи­еся высо­кими худо­же­ствен­ными каче­ствами. Коллек­ция музея также рас­по­ла­гает инте­рес­ными образ­цами изде­лий ураль­ских и сибир­ских заво­дов пер­вой поло­вины ХVIII века.

 

Особую часть дан­ной кол­лек­ции состав­ляют пред­меты куль­то­вого пред­на­зна­че­ния: дис­косы, литур­ги­че­ские блюда и тарели, потиры, складни, венцы и цаты от икон из серебра, олова, меди и латуни раз­ными тех­ни­ками: чеканки, фили­грани, укра­шен­ные пере­го­род­ча­той эма­лью по скан­ному фону, рас­пис­ной и вит­раж­ной эма­лями. Все эти работы при­вле­кают богат­ством кра­сок, изыс­кан­но­стью декора и демон­стри­руют высо­кое тех­ни­че­ское и худо­же­ствен­ное мастер­ство.

 

Имеется и боль­шое собра­ние натель­ных кре­стов и икон XII — ХIХ вв. отли­тых из меди неко­то­рые, из кото­рых укра­шены эма­лью. Коллек­ция худо­же­ствен­ного металла, поз­во­ляет наглядно про­сле­дить смену худо­же­ствен­ных сти­лей, совер­шен­ство­ва­ние и раз­но­об­ра­зие тех­ни­че­ских при­е­мов в обра­ботке метал­лов раз­ных стран и народов.

 

1. Потир от «Реликва­рия Альпаша». Галь­ва­но­ко­пия XIX в. с ори­ги­нала лимож­ской работы XIII в.

2. Реликва­рий Оттона I. Копия XIX в. с ори­ги­нала X–XI вв.

3. Вазы на ножке. Фран­ция Лимож 2 пол. XVI — XVII вв.

4. Часы камин­ные. Бронза золо­че­ная, мра­мор. Фран­ция, Париж. 1780-е гг.

5. Братина. Россия XIX в.

6. Эмали Вели­кого Устюга XVII — XVIII вв.

7. Кумган. Россия, Касли нач. ХХ в. Чугун, литье.

8. Стопа с под­но­сом. Россия. Сере­дина XVIII в.