Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Академия   /   Музей Академии   /   Керамика и стекло

Керамика и стекло

Гордо­стью музея явля­ется хра­ня­ща­яся в его фон­дах уни­каль­ная кол­лек­ция рус­ского, запад­но­ев­ро­пей­ского и даль­не­во­сточ­ного фар­фора и кера­мики. Русский фар­фор XVIII века пред­став­лен про­из­ве­де­ни­ями Импе­ра­тор­ского фар­фо­ро­вого завода и фаб­рики Гард­нера, а также образ­цами про­дук­ции XIX сто­ле­тия мно­го­чис­лен­ных част­ных ману­фак­тур Попова, Бате­нина, Маркова, бра­тьев Гули­ных, Корни­ло­вых и круп­ного «фар­фо­ро­вого моно­по­ли­ста» М. Кузне­цова. Музей рас­по­ла­гает доста­точно обшир­ным собра­нием рус­ских архи­тек­тур­ных и печ­ных израз­цов XVII–XIX веков Москвы, Ярославля, Костромы, Вели­кого Устюга и пр.

 

Особую часть рус­ского отдела состав­ляет кол­лек­ция А.В.Филип­пова, попол­нив­шая музей­ное собра­ние в 1960 году под­лин­ными рабо­тами в кера­мике М.А.Врубеля, А.Я.Голо­вина (Худо­же­ствен­ный гон­чар­ный завод «Абрам­цево»), ред­кими изде­ли­ями мос­ков­ской артели худож­ни­ков-гон­ча­ров «Мурава», отдель­ными инте­рес­ными образ­цами пер­вого совет­ского фар­фора 1920–1930-х годов, таких авто­ров, как В.Кандин­ский, В.Фавор­ский, М.Лебе­дева, П.Вычег­жа­нин и других.

 

Запад­но­ев­ро­пей­ский отдел кера­мики — один из самых пол­ных. В него вхо­дят изде­лия XVIII–XIX веков все­мирно извест­ной Майсен­ской фар­фо­ро­вой ману­фак­туры, Венского, Берлин­ского заво­дов, Людвигс­бурга, Нимфен­бурга и, так назы­ва­е­мых, «малых» заво­дов Тюрин­гии. Севр­ский фар­фор и част­ные ману­фак­туры Парижа пред­став­лены отдель­ными, пре­крас­ными образ­цами XVIII–XIX сто­ле­тий. В основ­ную экс­по­зи­цию вклю­чены изде­лия Ведж­вуда из яшмо­вой и базаль­то­вой масс, зна­ме­ни­тый фаянс «цвета сли­вок», а также фар­фор дру­гих англий­ских пред­при­я­тий в восточно-коло­ни­аль­ном стиле. Фарфор Датской королев­ской ману­фак­туры (Копен­га­ген) с под­гла­зур­ной рос­пи­сью солями и выра­зи­тель­ной скульп­тур­ной пла­сти­кой хорошо отра­жает тех­но­ло­ги­че­ские нов­ше­ства и эсте­ти­че­ские устрем­ле­ния эпохи модерна в кера­мике рубежа XIX–XX веков.

 

Восточ­ная кол­лек­ция пред­став­лена в музее глав­ным обра­зом китай­скими и япон­скими экс­порт­ными изде­ли­ями XVII–XIX сто­ле­тий. Она вклю­чает боль­шие и малые китай­ские вазы, блюда и тарелки, пиалы, терины с под­гла­зур­ным кобаль­то­вым деко­ром или вели­ко­леп­ной рос­пи­сью цвет­ными эма­лями в стиле «зеле­ного» и «розо­вого семейств». Япон­ские про­из­ве­де­ния — это, пре­жде всего, наряд­ные Имари конца XVII–начала XVIII веков и рос­кош­ные изде­лия мастер­ских Сацума XIX сто­ле­тия. Наряду с этим, музей­ное собра­ние вклю­чает худо­же­ствен­ную кера­мику почти всех быв­ших союз­ных рес­пуб­лик (ныне суве­рен­ных госу­дарств): Укра­ины, Грузии, Арме­нии, Таджи­ки­стана, Узбе­ки­стана. Эта кол­лек­ция — неза­ме­ни­мая в учеб­ном про­цессе — дает пол­ное пред­став­ле­ние о тра­ди­циях гон­чар­ного искус­ства, осо­бен­но­стях нацио­наль­ных кера­ми­че­ских школ мно­гих народов.

 

01. Женский порт­рет — «камея». Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Фран­ция. Первая чет­верть XIX в.

02. Сервиз тет-а-тет с вен­зе­лем «С». Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Берлин, Королев­ская фар­фо­ро­вая ману­фак­тура. Послед­няя чет­верть XVIII в

03. Чашка с блюд­цем и золо­тыми вен­зе­лями «ЕМ» в меда­льо­нах. Автор рос­писи Кёстнер И. Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние, цировка. Майсен­ская фар­фо­ро­вая ману­фак­тура. Россия. Завод Ф. Гард­нера. Около 1775 г.

04. Чашка с блюд­цем с анти­ки­зи­ро­ван­ным деко­ром. Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Венская фар­фо­ро­вая ману­фак­тура. 1797 г.

05. Тарелка с поли­хром­ной цве­точ­ной рос­пи­сью. Фарфор, кры­тье, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Россия. Завод А. Попова. Сере­дина XIX в.

06. Изра­зец печ­ной. Майо­лика. Россия. XVIII в.

07. А. Филип­пов. Вазочка с орна­мен­том в виде пав­ли­ньих перьев. Майо­лика, кракле, цвет­ные эмали. Россия, Москва. Импе­ра­тор­ское Стро­га­нов­ское учи­лище. 1903 г.

08. М. Врубель. «Цыганка». Майо­лика, гла­зурь вос­ста­но­ви­тель­ного обжига. Россия, Худо­же­ствен­ный гон­чар­ный завод «Абрам­цево». Около 1900 г

09. А. Голо­вин. Жбан «Курица». Майо­лика, гла­зурь вос­ста­но­ви­тель­ного обжига. Россия, Худо­же­ствен­ный гон­чар­ный завод «Абрам­цево». Около 1900 г.