Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Университета Строганова!
欢迎来到俄罗斯国立工艺美术大学(斯特罗加诺夫大学)门户网站
Университет
Наука

История

1825

Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный уни­вер­си­тет был осно­ван гра­фом С.Г. Стро­га­но­вым в 1825 году в Москве и пер­во­на­чально име­но­вался как «Школа рисо­ва­ния в отно­ше­нии к искус­ствам и ремес­лам». Её созда­ние было вызвано запро­сами оте­че­ствен­ной куль­туры, соци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия страны того вре­мени, когда тра­ди­ци­он­ные худо­же­ствен­ные ремёсла усту­пали пози­ции насту­па­ю­щему про­мыш­лен­ному про­из­вод­ству. В это время стал необ­хо­дим спе­ци­ально под­го­тов­лен­ный худож­ник, кото­рый был бы свя­зу­ю­щим зве­ном между худо­же­ствен­ными ремес­лами с их тра­ди­ци­он­ной схе­мой пере­дачи твор­че­ского мастер­ства «от отца к сыну» и новыми тре­бо­ва­ни­ями быстро раз­ви­ва­ю­щейся нацио­наль­ной промышленности.

 

Осно­ва­тель школы С.Г.Стро­га­нов — пред­ста­ви­тель извест­ной фами­лии бога­тей­ших про­мыш­лен­ни­ков, участ­ник Отече­ствен­ной войны 1812 года, побор­ник про­све­ще­ния, с 1835 года — попе­чи­тель Москов­ского учеб­ного округа, высту­пав­ший за раз­ви­тие нацио­наль­ного искусства.

 

«Цель дан­ного заве­де­ния состоит в том, — писал С.Г.Стро­га­нов, — чтобы моло­дым людям (от 10 до 16 лет), посвя­ща­ю­щим себя раз­ного рода ремёс­лам и мастер­ствам, доста­вить слу­чай при­об­ре­сти искус­ство рисо­ва­ния, без кото­рого ника­кой ремес­лен­ник не в состо­я­нии давать изде­лиям своим воз­мож­ное совер­шен­ство». Важно отме­тить демо­кра­ти­че­ские основы, зало­жен­ные Стро­га­но­вым: обу­че­ние и пита­ние для боль­шин­ства уче­ни­ков были бес­плат­ными, в учи­лище при­ни­ма­лись дети раз­но­чин­цев и кре­пост­ных, а кри­те­рием зачис­ле­ния на учёбу было не при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние роди­те­лей, а ода­рен­ность посту­па­ю­щего, его спо­соб­но­сти к рисо­ва­нию, худо­же­ствен­ному творчеству.

 

Школа была рас­счи­тана на 360 чело­век. На началь­ном этапе суще­ство­ва­ния в школе име­лись три спе­ци­а­ли­за­ции: чер­че­ние, гео­мет­рия, рисо­ва­ние машин; рисо­ва­ние фигур и живот­ных; рисо­ва­ние цве­тов и украшений.

 

Однако уже в 1830 году появ­ля­ется класс тех­ни­че­ского набив­ного рисунка, а в 1837 году — класс «леп­ле­ния из глины укра­ше­ний и фигур». В 1843 году Стро­га­нов пере­дает школу в веде­ние госу­дар­ства. Её пре­об­ра­зо­вы­вают во Вторую рисо­валь­ную школу. В этот период была зало­жена тра­ди­ция ком­плек­та­ции пре­по­да­ва­тель­ских кад­ров из соб­ствен­ных вос­пи­тан­ни­ков. В 1840–1850-е гг. на педа­го­ги­че­ском поприще в сте­нах школы пре­по­да­вали: М.В.Васи­льев, П.А.Нисе­вин, Ф.И.Яснов­ский. Позд­нее они удо­сто­я­лись зва­ния ака­де­ми­ков Импе­ра­тор­ской Акаде­мии художеств.


1860

В 1860 году учи­лище обье­ди­ня­ется с пер­вой рисо­валь­ной шко­лой в «Стро­га­нов­ское учи­лище тех­ни­че­ского рисо­ва­ния». Утвер­жда­ется Устав нового учи­лища, состо­яв­шего уже из 5 клас­сов, в кото­ром послед­ние два года заня­тий были свя­заны со спе­ци­а­ли­за­цией буду­щих худож­ни­ков по тка­че­ству, набойке и «орна­мен­та­ции». Вводится курс «Крат­кие поня­тия о начале изящ­ного в худо­же­стве» с раз­де­лом исто­рии искус­ства. В этот период при учи­лише откры­ва­ются ткац­кая, набив­ная, леп­ная, живо­пис­ная и лито­гра­фи­че­ская мастер­ские, а несколько позд­нее — ок. 1867 года — кера­ми­че­ская мастерская.

 

Важное зна­че­ние в быст­ром раз­ви­тии учи­лища имело то обсто­я­тель­ство, что оно осно­вано было в Москве — мно­го­ве­ко­вом исто­рико-куль­тур­ном цeнтpe страны, имев­шем глу­бо­кие нацио­наль­ные худо­же­ствен­ные тра­ди­ции. Педа­гоги и уче­ники Стро­га­нов­ского учи­лища про­во­дили огром­ную работу по изу­че­нию худо­же­ствен­ного насле­дия Древ­ней Руси. Ими были выпол­нены слепки-копии с уни­каль­ного бело­ка­мен­ного декора хра­мов Влади­миро-Суздаль­ских земель XII–XIII веков, копии с баре­лье­фов древ­них ворот Софии Новго­род­ской, копии с древ­ней­ших руко­пи­сей. В общей слож­но­сти в период с 1862–1867гг. было создано около 1000 образ­цов, демон­стри­ро­вав­шихся на выстав­ках в Москве и Петер­бурге; а на выставке этих экс­по­на­тов на Всемир­ной выставке в Париже в 1867 году Стро­га­нов­ское учи­лише полу­чило сереб­ря­ную медаль. В 1870 году учи­лище издает работу «Исто­рия рус­ского орна­мента». В 1864 году в учи­лише осно­вы­ва­ется «Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный музей» (пер­вый мос­ков­ский музей, в кото­ром были пред­став­лены при­клад­ные искус­ства), откры­тый для посе­ще­ния широ­кой пуб­лики в 1868 году.

 

Авто­ри­тет учи­лища как побор­ника нацио­наль­ного искус­ства был под­твер­ждён «Почёт­ными дипло­мами» за экс­по­зи­ции учи­лища на выстав­ках в Вене в 1873 году и на Всемир­ной выставке в Фила­дель­фии в 1876 году.


1892

В 1892 году учи­лище пере­ез­жает в спе­ци­ально пе­ре­стро­ен­ное под его нужды зда­ние (ул. Рожде­ственка, дом 11 — ныне зда­ние Москов­ского архи­тек­тур­ного инсти­тута). Автор пере­стройки — пре­по­да­ва­тель учи­лища, архи­тек­тор С.У. Соловьев.

 

 

Фасады этого зда­ния укра­шают май­о­ли­ко­вые рельефы по эски­зам пре­по­да­ва­теля учи­лища Д.П.Сухова, отра­жа­ю­щие дея­тель­ность худо­же­ственно-про­мыш­лен­ного учеб­ного заведения.

 

Худо­же­ствен­ные изде­лия Стро­га­нов­ского учи­лища при­вле­кали вни­ма­ние арти­сти­че­ской пуб­лики, о них появ­ля­ются мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции. Особый успех они имели на меж­ду­на­род­ной выставке в Париже в 1900 году, где за свои работы Стро­га­нов­ское учи­лище полу­чило два Гран-при, три сереб­ря­ных и брон­зо­вую медали (запад­ного зри­теля пора­жала необы­чай­ная, глу­боко нацио­наль­ная трак­товка в при­клад­ном искус­стве cтpoгaнов­цев гос­под­ство­вав­шего тогда стиля модерн). Боль­шой успех сопут­ство­вал Стро­га­нов­скому учи­лищу и на выставке в Турине (1911 год).

 

Музей учи­лища, посто­янно попол­ня­е­мый новыми поступ­ле­ни­ями (к июлю 1916 года в нем име­лось 10 125 еди­ниц хра­не­ния), широко исполь­зо­вался для учеб­ных целей: здесь уча­щи­еся копи­ро­вали, зари­со­вы­вали худо­же­ствен­ные изде­лия про­шлых эпох.

 

За период наи­выс­шего pacцвета в Стро­га­нов­ском учи­лище была вос­пи­тана пле­яда талант­ли­вых худож­ни­ков, вошед­ших в исто­рию рус­ского изоб­ра­зи­тель­ного и деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Среди них: скуль­птор Н. А. Андреев — автор памят­ника Н.В.Гоголю в Москве, скуль­птор С.С.Алешин, теат­раль­ный худож­ник В. Е. Егоров — автор сце­но­гра­фии спек­такля «Синяя птица», впо­след­ствии веду­щий худож­ник совет­ского кино; пре­крас­ный педа­гог-мето­дист и уче­ный, автор ряда книг по ком­по­зи­ции А.П.Барыш­ни­ков, Н.Н.Соболев — круп­ней­ший спе­ци­а­лист по рус­скому при­клад­ному искус­ству, напи­сав­ший ряд капи­таль­ных тру­дов: «Стили в мебели», «Русская набойка», «Чугун­ное литье в рус­ской архи­тек­туре», худож­ник-сце­но­граф Ф.Ф.Федо­ров­ский, мно­гие годы быв­ший глав­ным худож­ни­ком Боль­шого театра в Москве.

 

В числе пре­по­да­ва­те­лей учи­лища пред­ре­во­лю­ци­он­ного деся­ти­ле­тия мно­гие были его выпуск­ни­ками: талант­ли­вые худож­ники и педа­гоги П.П.Пашков, С.И.Вашков, С.И.Ягужин­ский, а также выпуск­ни­ками дру­гих инсти­ту­тов: извест­ные архи­тек­торы С.В.Ноаков­ский, И.В.Жолтов­ский, Л.Н.Кеку­шев, А.М.Рухля­дев, А.В.Щусев, Д.П.Сухов, Ф.Ф.Горно­стаев, Ф.О.Шехтель; живо­писцы: М.В.Врубель, К.А.Коро­вин, П.В.Кузне­цов, К.К.Перву­хин и др.


1918

Стро­га­нов­ское учи­лище пре­об­ра­зо­вано в «Первые Свобод­ные госу­дар­ствен­ные худо­же­ствен­ные мастер­ские», затем в 1920 году, на базе 1-х и 2-х (быв­шее МУЖВЗ) сво­бод­ных гос. худож. мастер­ских был орга­ни­зо­ван ВХУТЕМАС.


1928

ВХУТЕМАС реор­га­ни­зо­ван в Высший худо­же­ственно-тех­ни­че­ский инсти­тут — ВХУТЕИН. 30 мая 1930 года ВХУТЕИН был рефор­ми­ро­ван и на его основе были открыты инсти­туты: Архи­тек­тур­ный, Худо­же­ствен­ный (ныне им.Сури­кова), Поли­гра­фи­че­ский, Текстильный.


1945

В 1945 году Стро­га­нов­ское учи­лище было вос­со­здано под назва­нием «Москов­ское выс­шее худо­же­ственно-про­мыш­лен­ное учи­лише (быв­шее Строгановское)».

 

В 1952 в МВХПУ (б. Стро­га­нов­ское) откры­ва­ется аспи­ран­тура, обра­зо­ван Диссер­та­ци­он­ный Совет по при­суж­де­нию уче­ных сте­пе­ней кан­ди­дата искусствоведения.

 

В 1957 году Стро­га­нов­ское учи­лище пере­ез­жает в новое, зани­ма­е­мое и поныне зда­ние (арх. И.В.Жолтов­ский и Г.Г.Лебе­дев) по Воло­ко­лам­скому шоссе 9. Начи­на­ется зна­чи­тель­ное рас­ши­ре­ние списка спе­ци­аль­но­стей и орга­ни­за­ция новых кафедр.

 

  

1965

Начи­на­ется реор­га­ни­за­ция МВХПУ (б.Стро­га­нов­ское). В Училище появ­ля­ются три факуль­тета: Промыш­лен­ное искус­ство, Инте­рьер и обо­ру­до­ва­ние, Мону­мен­тально-деко­ра­тив­ное и при­клад­ное искусство.

 

В 1970 году МВХПУ ста­но­вится голов­ным вузом среди ана­ло­гич­ных выс­ших учеб­ных заве­де­ний страны: учеб­ные про­граммы, раз­ра­бо­тан­ные в учи­лише как типо­вые, при­ме­ня­ются в дру­гих вузах.


1992

Училище пере­име­но­вано в «Москов­ский худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный инсти­тут им. С.Г.Строганова».


1996

Инсти­тут пере­име­но­вы­ва­ется в «Москов­ский госу­дар­ствен­ный худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный уни­вер­си­тет имени С. Г. Стро­га­нова». Открыт совет по защите док­тор­ских дис­сер­та­ций и док­то­ран­тура. В 1999 году вво­дится спе­ци­аль­ность «рестав­ра­ция» как новая форма под­го­товки — в виде бака­лаври­ата и магистратуры.


2005

К 180-летию уни­вер­си­тета в раз­лич­ных выста­воч­ных залах Москвы и обла­сти про­шла серия выста­вок, среди экс­по­на­тов кото­рых были пред­став­лены работы сту­ден­тов и выпуск­ни­ков по всем спе­ци­аль­но­стям. Факуль­тет Промыш­лен­ного искус­ства периме­но­ван в факуль­тет «Дизайн».

 

В насто­я­щее время Российский госу­дар­ствен­ный худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный университет им. С.Г.Стро­га­нова пред­став­ляет собой хорошо орга­ни­зо­ван­ное учеб­ное заве­де­ние, струк­тура кото­рого отве­чает всем тре­бо­ва­ниям обес­пе­че­ния высо­кого про­фес­сио­наль­ного уровня под­го­товки дизай­не­ров, худож­ни­ков деко­ра­тивно-при­клад­ного и мону­мен­таль­ного искус­ства. Лекци­он­ные курсы и семи­нар­ские заня­тия обще­а­ка­де­ми­че­ских кафедр допол­ня­ются основ­ной твор­че­ской под­го­тов­кой, кото­рая про­во­дится про­фи­ли­ру­ю­шими кафед­рами. Глав­ное вни­ма­ние уде­ля­ется прак­ти­че­ской, твор­че­ской работе в мно­го­чис­лен­ных ауди­то­риях и мастерских.