picture modal

«Летопись строгановской школы». Монументальная роспись к 200-летию

9 апреля 2025
 
 

 

Исторические персонажи:

1. Граф С.Г. Строганов
2. Донателло
3. Св. Преподобномученица Елисавета Феодоровна
4. Владимир Андреевич Фаворский
5. о. Павел Флоренский
6. Андрей Рублев
7. Даниил Черный
8. Леонардо да Винчи 
9. Константин Алексеевич Коровин 
10. Михаил Александрович Врубель 
11. Олег Павлович Филатчев 
12. Федор Осипович Шехтель 
13. Александр Александрович Дейнека 
14. Микеланджело Буонарроти 
15. Варвара Федоровна Степанова 
16. Николай Васильевич Глоба 
17. Владимир Евграфович Татлин 
18. Александр Михайлович Родченко 
19. Георгий Иванович Мотовилов 
20. Гелий Михайлович Коржев
21. Любовь Сергеевна Попова 
22. Джотто ди Бондоне  
 
Монументальная роспись «Летопись строгановской школы» создана к 200-летнему юбилею РГХПУ им. С.Г. Строганова и показывает ее развитие как важную часть отечественной и мировой художественной культуры.

Строгановская школа в своем двухвековом пути отразила ключевые этапы истории нашего Отечества, став своего рода ее стилевым индикатором. Среди творений строгановских преподавателей и выпускников мы обнаруживаем значительные произведения историзма и модерна, различных направлений авангарда (от конструктивизма до «свеченизма») и «хоровой картины», «сталинского ампира», сурового стиля, «советского ренессанса и, наконец, новейшего «актуального» искусства во всем его многообразии. Закономерен вопрос – можно ли в череде этих нередко противоречивых явлений проследить органическую связь, выделить путеводную нить традиции? 

Авторы росписи отвечают утвердительно и рассматривают строгановскую школу неотъемлемой частью русской культуры, осмысленной как неостановимый и предопределенный ее христианскими основаниями, осмысленный и неостановимый прорыв ввысь, что столь ярко проявилось в идеях русских космистов, бескомпромиссном революционном визионерстве нашего авангарда и, наконец, ошеломительном триумфе советской космической программы. 

Молодые художники выделяют три больших пласта российской художественной традиции – древнерусское искусство, чудесным образом возросшее из византийских семян к богатым плодам средневековой иконописи и зодчества; фундаментальность имперского академизма, приобщаясь к которому русские художники смогли познать самые изощренные аспекты пластической формы; наконец, авангард и советский модернизм с их синтезом романтических устремлений и новых научно-технических разработок. Им и посвящены три композиции монументального цикла, при этом заданная троичность подчинена числу и специфике факультетов РГХПУ – Реставрации, Монументального и декоративно-прикладного искусства и Дизайна. 

В основе левой части («Реставрация») – колоссальный образ Спасителя, представленный как находящийся в процессе реставрации фрагмент старинной фрески. Сцена творческого благословения сегодняшней студентки монашествующими иконописцами прошлого дополнена здесь портретными фигурами – Св. Преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, патронессы Строгановского училища, Владимира Фаворского, ректора ВХУТЕМАСА и о. Павла Флоренского. 

Средняя композиция («Монументальное и декоративно-прикладное искусство») – торжественное предстояние профессоров и студентов, центром которого выступает эллинистическая статуя Ники Самофракийской. Здесь торжествует дух академического товарищества, воспитанный высшими идеалами классической европейской культуры. В служении прекрасному будущие мастера кисти, стекла и резца направляются своими прославленными наставниками – Михаилом Врубелем, Константином Коровиным, Федором Шехтелем, Олегом Филатчевым. 

Правая часть росписи («Дизайн») отражает созданную и реализованную передовыми умами советского художественного и научно-технического авангарда мечту о покорении космоса. Это не только веха в нашей истории, оставившая след в культуре, но и отражение профессиональных реалий сегодняшнего дня – Строгановский университет и Роскосмос плодотворно сотрудничают, мобилизуя таланты молодых дизайнеров. Как их непосредственные предтечи выступают среди прочих лидеры конструктивизма и производственного искусства – Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир Татлин. 

Части росписи отделяются друг от друга исполненными в увеличенном масштабе изображениями монументальных статуй величайших мастеров искусства прошлого – Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сдержанная колористическая гамма, тяготеющая к монохромии, придает общему решению более строгий и торжественный характер, тем самым подчеркивая значимость творческого высказывания молодых живописцев.

Композиция выполнена в кистевой технике акрилом студентами 6 курса кафедры монументально-декоративной живописи: Марией Новиковой, Дмитрием Олевсоном, Виталием Коробаном под руководством 
доцента Е.К. Кошелева, ст. преподавателя И. В. Герасимовой, ст. преподавателя А. В. Котова при оказанной неоценимой поддержке и помощи ректора РГХПУ им. С. Г. Строганова Сергея Владимировича Курасова и 
проректора по научной работе Александра Николаевича Лаврентьева. 
Руководитель кафедры, профессор, канд. искусств. А. Ю. Агафонова, руководитель проекта доцент Е. К. Кошелев.  
Все события