«Летопись строгановской школы». Монументальная роспись к 200-летию
9 апреля 2025
Исторические персонажи:
2. Донателло
Строгановская школа в своем двухвековом пути отразила ключевые этапы истории нашего Отечества, став своего рода ее стилевым индикатором. Среди творений строгановских преподавателей и выпускников мы обнаруживаем значительные произведения историзма и модерна, различных направлений авангарда (от конструктивизма до «свеченизма») и «хоровой картины», «сталинского ампира», сурового стиля, «советского ренессанса и, наконец, новейшего «актуального» искусства во всем его многообразии. Закономерен вопрос – можно ли в череде этих нередко противоречивых явлений проследить органическую связь, выделить путеводную нить традиции?
Авторы росписи отвечают утвердительно и рассматривают строгановскую школу неотъемлемой частью русской культуры, осмысленной как неостановимый и предопределенный ее христианскими основаниями, осмысленный и неостановимый прорыв ввысь, что столь ярко проявилось в идеях русских космистов, бескомпромиссном революционном визионерстве нашего авангарда и, наконец, ошеломительном триумфе советской космической программы.
Молодые художники выделяют три больших пласта российской художественной традиции – древнерусское искусство, чудесным образом возросшее из византийских семян к богатым плодам средневековой иконописи и зодчества; фундаментальность имперского академизма, приобщаясь к которому русские художники смогли познать самые изощренные аспекты пластической формы; наконец, авангард и советский модернизм с их синтезом романтических устремлений и новых научно-технических разработок. Им и посвящены три композиции монументального цикла, при этом заданная троичность подчинена числу и специфике факультетов РГХПУ – Реставрации, Монументального и декоративно-прикладного искусства и Дизайна.
В основе левой части («Реставрация») – колоссальный образ Спасителя, представленный как находящийся в процессе реставрации фрагмент старинной фрески. Сцена творческого благословения сегодняшней студентки монашествующими иконописцами прошлого дополнена здесь портретными фигурами – Св. Преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, патронессы Строгановского училища, Владимира Фаворского, ректора ВХУТЕМАСА и о. Павла Флоренского.
Средняя композиция («Монументальное и декоративно-прикладное искусство») – торжественное предстояние профессоров и студентов, центром которого выступает эллинистическая статуя Ники Самофракийской. Здесь торжествует дух академического товарищества, воспитанный высшими идеалами классической европейской культуры. В служении прекрасному будущие мастера кисти, стекла и резца направляются своими прославленными наставниками – Михаилом Врубелем, Константином Коровиным, Федором Шехтелем, Олегом Филатчевым.
Правая часть росписи («Дизайн») отражает созданную и реализованную передовыми умами советского художественного и научно-технического авангарда мечту о покорении космоса. Это не только веха в нашей истории, оставившая след в культуре, но и отражение профессиональных реалий сегодняшнего дня – Строгановский университет и Роскосмос плодотворно сотрудничают, мобилизуя таланты молодых дизайнеров. Как их непосредственные предтечи выступают среди прочих лидеры конструктивизма и производственного искусства – Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир Татлин.
Части росписи отделяются друг от друга исполненными в увеличенном масштабе изображениями монументальных статуй величайших мастеров искусства прошлого – Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сдержанная колористическая гамма, тяготеющая к монохромии, придает общему решению более строгий и торжественный характер, тем самым подчеркивая значимость творческого высказывания молодых живописцев.