Исследователь и художник: искусство в экспедиции
19 Фев 202426 января 2024 года в верхних палатах Старого Английского двора и в павильоне «Заповедное посольство» откроется выставка «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Этот мультидисциплинарный кросс-культурный проект посвящен исследованию российской Арктики за последние 400 лет.
«Исследователь и художник: искусство в экспедиции» – большой выставочный проект парка «Зарядье», ПАО «ГМК «Норильский никель», Государственного дарвинского музея и РГХПУ им. С.Г. Строганова, в центре внимания которого – экспедиции в российскую Арктику за последние 400 лет. Проект носит междисциплинарный, кросс-культурный характер, включает в себя несколько выставок, а также просветительскую программу и представляет феномен художника исследователя и ученого исследователя, которые используют визуальный инструментарий, как способ научного анализа.
Проект реализуется в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного президентом России и приурочен к завершению второго года «Большой научной экспедиции», совместной работы Сибирского отделения РАН и Норникеля. Изучение хрупких экосистем проводилось в Красноярском крае, на Кольском полуострове и в Забайкалье, а также на отрезке Северного морского пути и территориях речных портов на реке Енисей. Подобных по масштабу исследований в нашей стране не было за весь постсоветский период.
Арктика – удивительный край, населенный эндемическими видами флоры и фауны, сохранивший память о доисторических временах, ледниковом периоде и, одновременно, бурно развивающий современное индустриальное производство, урбанистические кластеры, рядом с которыми соседствует не только дикая природа, но и традиционная тысячелетняя культура коренных народов Арктики.
Проект разворачивает ретроспективу четырех столетий научных и ресурсно-поисковых экспедиций по освоению просторов Заполярья, подаривших миру не только научные открытия, но и художественные откровения. Проект рассказывает, как размывается граница между наукой и художественным творчеством, возвращая нас к эпохе Леонардо да Винчи, когда язык художественного анализа стал частью научной методологии.
Участниками выставочного и образовательного проекта также стали Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск), Северный морской музей (г. Архангельск), Красноярский краевой краеведческий музей (г. Красноярск), Таймырский краеведческий музей (г. Дудинка), Таймырский Дом народного творчества (г. Дудинка), Музей Норильска (г. Норильск), Государственный Дарвиновский музей (г. Москва), Музей Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Сибирское отделение РАН, Институт океанологии им П.П. Ширшова РАН.
Экспозиция проекта разместится сразу на нескольких площадках. Одной из них станет музей «Старый Английский двор» парка «Зарядье». Палаты XVI-XVII веков стали пространством для инсталлирования материальных и художественных свидетельств зимовья русских первопроходцев XVII века, обнаруженных не так давно в низовьях Енисея, недалеко от Дудинки.
Экспозиция Старого Английского двора представит гравированные и рукописные карты, рисунки, фиксировавшие ландшафт вновь открытых территорий, анализ мира живой природы в графике, акварелях и путевых дневниках, этнографические, топографические и биологические наблюдения ученых и художников. Феномен художника-исследователя и ученого-полярника раскроют в полной мере личности А.А. Борисова (1866-1934) – ученика Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, первого художника за полярным кругом, одного из первых популяризаторов арктической темы в мировом изобразительном искусстве; Н.В. Пинегина (1883-1940) – художника, фотографа, кинодокументалиста и писателя, совместно с полярным исследователем Г.Я. Седовым (1877-1914) совершившего первую научную экспедицию к Северному полюсу в 1912-1914 годах, автора первых цветных фотографий Арктики; С.Г. Писахова (1879-1960) – писателя, этнографа, сказочника и художника, известного историями из жизни поморов; А.П. Лекаренко (1895–1978) – ученика Ивана Билибина и Николая Рериха – исследователя Таймыра, а также Тыко Вылки (1886-1960)– первого ненецкого художника, сопровождавшего экспедиции В.А. Русанова и Г.Я. Седова (1909) в арктических морях. Альбом экспедиционных рисунков Тыко Вылки, представленный Николаю II, вызвал большой интерес современников.
В начале ХХ века у русских художников появляется интерес к культурам Крайнего Севера, особенно ярко представленный в деятельности мастеров «Союза молодежи», среди которых Казимир Малевич, Павел Филонов, Ольга Розанова, Михаил Матюшин. Успех полярных экспедиций, личные контакты художников-авангардистов с этнографом и лингвистом К.М. Рычковым, который представил выставку арктических артефактов в имперской столице, вызвал широкий общественный резонанс, который отразился не только в изобразительном и декоративном искусстве, но и в повседневной культуре: произведениях Императорского фарфорового завода, декоративных панно и вышивках, в стеклянном флаконе одеколона «Северный», созданного в 1911 году фирмой «Брокар» по эскизам Малевича. В экспозиции Старого Английского двора зрители увидят посуду, созданную по эскизам Казимира Малевича и Николая Суетина и тот самый флакон одеколона «Северный».
Другое пространство выставки – концептуальная площадка павильона «Заповедное посольство», здесь будут представлены работы современных художников – представителей science-арт, которые исследуют современные экосистемы, проблемы промышленных территорий, состояния воды, хрупкого биоценоза арктических земель.
На выставке представлены работы, выполненные с помощью современных технологий, но отсылающие к примитивному и первозданному, призывающие сохранять биоразнообразие и учиться у природы взаимодействию с ней. Лара Федотова, Марина Пахомова и Ева Никонова исследуют состояние воды, «помнящей» все изменения. Мила Введенская показывает истоки первозданного мира, где человек и окружающий мир представляли единое целое – мир абсолютной гармонии. Вера Петрова в инсталляции «Министерство вечной жизни» размышляет о механизмах приспособления и адаптации в агрессивной индустриальной среде. Дмитрий Минайлов исследует жизнь растений в сложных условиях меняющегося климата, эрозии почв и других естественных обстоятельств постоянно трансформирующейся окружающей среды, благодаря чему формируются новые экосистемы, новые сообщества живых организмов.
В залах Государственного Дарвиновского музея зрители увидят обширное собрание экспедиционных дневников и полевых рисунков из экспедиций ученых, зоологов и экологов, среди которых В.А. Ватагин (1883-1969), Н.Н. Кондаков (1844-1925), Н.А. Формозов (1928-2009), братья В.М. и Ю.М. Смирины (1931-1989) – представителей русской науки прошлого столетия, зафиксировавших уникальное биоразнообразие в процессе трансформации, на фоне климатических изменений.
А в Выставочном зале РГХПУ им. С.Г. Строганова будут представлены работы студентов и выпускников кафедр «Художественная керамика», «Искусство графики», «Средовой дизайн» и «Дизайн интерьера», региональных филиалов вуза: Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В. М.Васнецова, Колледжа дизайна и декоративного искусства, а также выпускников Таймырского колледжа, сохраняющих традиции культуры коренных народов.
РГХПУ им. С.Г. Строганова – один из признанных центров развития анималистического жанра, благодаря наставничеству В.А.Ватагина в 1960-х годах. Именно Василий Алексеевич впервые вводит обязательные практики в зоопарке, так что бионика становится важнейшей дисциплиной формирования как дизайнера, так и художника. Выставка представит широкому зрителю работы из металла, дерева, кости, кожи и меха в традиции художественных ремесел коренных народов полуострова.
Дизайн-исследования арктической среды обитания, арктических городов и поселений – породили ряд смелых проектов, экспериментов и поисков студенческой молодежи в направлении эко-дизайна, одним из объектов которого стала городская среда города Диксон на крайнем морском побережье Таймыра – гости экспозиции смогут познакомиться с этими работами в выставочном зале.
«Проект интересен своей сложностью, объединив три разные институции одной темой, носящей междисциплинарный и кросс-культурный характер. Проект дает возможность охватить широким взглядом многовековую историю региона, осознать значение климатических изменений в Арктике и по-новому увидеть проблему сосуществования природы, человека и технологий. Помимо выставки, проект включает в себя широкую научно-просветительскую программу с лекциями, мастер-классами, тематическими документальными и художественными фильмами» – говорит куратор проекта, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой Истории искусств и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова Гаврилин Кирилл Николаевич.
Партнером проекта выступила компания «Норникель» – горно-промышленная компания, работающая в регионах Заполярья. «Норникель» реализует комплексную экологическую стратегию: не только развивает современные экологичные производства, но и на постоянной основе работает с научными институциями в целях получения новейших знаний об экосистемах и их биоразнообразии в условиях индустриальной среды, для получения разработок, способствующих снижению воздействия производств на окружающие экосистемы.
Компания инициирует ежегодные масштабные научно-исследовательские экспедиции с привлечением российских ученых, краеведов, сотрудников заповедников, результатами которых становится комплексная оценка состояния окружающей среды. Десятки научных институтов, сотни специалистов изучают уровень воздействия производств на состояние экосистем, разрабатывают наилучшие природосберегающие решения для восстановления и поддержания экосистем, прогнозируют различные изменения среды.
Кроме того, данные исследований пополняют банки современных научных данных о российской Арктике, способствуют научным открытиям и дают возможность апробации новейших научных методов исследований.
«Норникель» поддержал идею эко-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» как первую системную попытку переосмыслить научные исследования Арктики через культурный контекст и художественные образы.
_________________________
Сроки реализации проекта: 27 января 2024 г. – 10 марта 2024 г.
Вход на выставку в музее «Старый Английский двор» бесплатный (по билету для прохода в здание музея – 350 рублей).
Выставка в павильоне «Заповедное посольство» – бесплатная.
Просветительская программа пройдет в лектории павильона «Заповедное посольство». Расписание будет размещено на сайте парка «Зарядье» – вход бесплатный по регистрации.