picture modal

Университет имени С.Г. Строганова

Первый Российско-Китайский форум «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы 21 века»

10 Окт 2023

 

 

 

К 200-летию основания Строгановской школы (1825-2025)

 

Организаторы:

Министерство науки и высшего образования РФ;

РГХПУ им. С.Г.Строганова; НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ; Национальная академия дизайна; Китайская Академия Искусств, Ханчжоу; русско-китайский инновационный центр «Шелковый путь»; Таньцзинская академия искусств; Сяомынская академия искусств.

 

Завершается первая четверть XXI века. За более, чем два десятилетия произошли радикальные изменения в расстановке не только глобальных политических сил, но и в сфере культуры. Складываются новые формы партнерства в области образования, все активнее идет процесс интеграции и взаимного узнавания культур России и Китая. С одной стороны, Китай привлекает мировое наследие русского авангарда и национальные традиции России в области живописи, архитектуры, дизайна. С другой – в российскую культуру входит опыт Китайской традиционной культуры, а также современный технологический и научный опыт освоения глобальных информационных технологий и элементов нового технологического уклада.

Все это становится фоном, культурной средой для изучения происходящих процессов в мировой культуре, художественном и проектном творчестве России и Китая, стимулом для научных исследований в области истории искусства, методологии художественного образования.

Современная ситуация актуализирует огромный диапазон проблем, связанных с формированием современного художественного и проектного сознания.

 

Каковы механизмы интеграции культур Востока и Запада как в области проектной деятельности, так и изобразительного искусства? Как решает проблему приобщения молодых художников к национальным культурным традициям каждая из стран?

Где наиболее эффективно ведется художественная и дизайнерская подготовка: в системе художественно-промышленного вуза, технического университета, художественной академии? Что является основой профилирующей подготовки: формирование проектного сознания, общегуманитарная грамотность (университетский тип образования), организаторские навыки (менеджмент)? Что определяет имидж современной художественной и дизайнерской школы и каковы формы репрезентации этого имиджа в современной культуре?

Как складывается сегодня система ступеней художественного и дизайнерского образования? Какова роль дополнительного образования в построении системы непрерывного образования в системе искусства и дизайна?

Что становится приоритетным в разработке новых моделей художественного образования XXI века? Какие предметы и группы дисциплин необходимо развивать в первую очередь, чтобы ответить на вызовы современности? Какие формы организации образовательного процесса наиболее востребованы в современных художественных вузах?

Какова роль информационных технологий в творчестве и обучении и как отражается пост-цифровая эпоха на современном искусстве, дизайне, архитектуре?

Какова роль музеев в современном художественном образовании и какого рода музейная и выставочная деятельность востребована в 21 веке? Каковы механизмы формирования современных выставочных, научно-исследовательских проектов с участием России и Китая, а также возможности привлечения других стран? Как история, ее знание, творчество выдающихся мастеров влияют на формирование личности современных выпускников: художников, архитекторов, дизайнеров?

Какова роль экспериментальных художественных направлений в развитии визуальной культуры? Каковы приоритетные области дизайна, где сотрудничество России и Китая могло бы обеспечить прорыв как в художественно-образном новаторстве, так и в технологических инновациях? Что является современной основой процессов синтеза искусств и насколько актуальна сегодня эта тема?

Какие связи формируются между различными творческими специальностями в современной креативной индустрии и как это влияет на систему художественного и дизайн-образования?

Как влияют современные концепции развития искусства, дизайна, осознания их социальной роли (например, паблик-арта или компьютер-арт) на современное состояние предметно-пространственной среды и определение профиля выпускаемых специалистов? Как меняется современная профессиональная среда и как это отражается на системе художественного образования?

Как строится взаимодействие творческих союзов и организаций с художественными вузами?

 

Форум проводится в рамках программы подготовки к празднованию 200-летия Строгановской школы, поэтому вопросы истории художественного образования будут рассматриваться в контексте влияния традиций и достижений школ на современность.

 

Участники Форума должны заполнить заявку в электронном виде и прислать по указанным ниже адресам до 1 сентября 2023 г. включительно. Материалы для публикации присылаются до 1 октября 2023 г.

 

Адреса для направления материалов:

a_sazikov@mail.ru Сазиков Алексей Владимирович.

Strog-nauka2011@yandex.ru

 

Ответственность за точность и достоверность сведений, указанных в заявке несет заявитель.

Состав участников Форума формируется на основе рассмотрения научным комитетом присланных заявок. Научный комитет формирует программу, включающую очные и заочные выступления, представленные в виде текстов для публикации в сборнике материалов.

Присылая материалы и заявку на выступление, участники Конференции предоставляют оргкомитету и редакционной группе право на следующее:

— публикацию материалов;

— размещение электронной версии издания на сайте РГХПУ им. С.Г. Строганова, и в РИНЦ.

 

 

 

Началась работа Первого Российско-Китайского форума

«Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы 21 века»

Сотрудничество России и Китая в области художественного образования приобрело сегодня многообразный и глубокий характер. В этом легко убедиться на примере РГХПУ им. С.Г. Строганова, где успешно развиваются все формы сотрудничества в области искусства, дизайна, науки и художественного образования.

В первый день заседания слушатели познакомились с актуальной информацией о принципах развития высшего образования в России, включая и художественное образование (В.Ф. Зива), с первыми шагами и методикой проведения занятий в первой российской художественно-промышленной школе графа С.Г. Строгановым в Москве (Е.Е. Докучаева), с историей использования в профессиональном образовании дизайнеров, реставраторов, декораторов такого важнейшего инструмента освоения профессии и изучения предметов как обмеры (М.Т. Майстровская), с особенностями преподавания эстетики в художественных вузах. Обсуждались музейные проекты сохранения национального достояния России в области декоративного искусства и дизайна (сотрудники ВМДПНИ Н.Л. Денисова и В.Ю. Савельева), опыт взаимодействия культур России и Китая в искусстве анималистики на примере творчества уникального педагога, скульптора, графика В. Ватагина (А.В. Трощинская), универсальная межкультурная роль архитектуры в контексте построения пантеона новаций всех времен и народов (А. Чернихов). Увидели выставку курсовых работ в области графики, живописи, дизайна, моделировании костюма художественной школы Университета Бизнеса и Технологий Чжэнцзяна (Н.Н. Ганцева). Доклад, посвященный истории производства бело-синего фарфора, продемонстрировал как эта технология связала сразу несколько столетий, регионов, стран и континентов и одновременно стала базой для создания детского образовательного книгоиздательского проекта (Цзинь Линь, Е.А. Лаврентьева).

Для участия в Форуме было прислано более 80 заявок авторов из ведущих вузов России и Китая. География участников: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Екатеринбург, Тольятти, Владивосток, Ханчжоу, Ухань, Тянцзинь и другие города. Свой конкурсный отбор прошли доклады молодых ученых Университета, аспирантов и магистрантов, членов СНО. Часть докладов будет представлена в дистанционном формате 11 и 12 октября, основная часть войдет в готовящийся сборник материалов.

Заседания в последующие дни пройдут в дистанционном формате и затронут поочередно темы современного музейного строительства в России и Китае, исторические параллели в области искусства, методики художественного и дизайнерского образования двух стран, художественные инструментарий цифровой эпохи и проблемы соотношения национального и интернационального в современном искусстве и дизайне.

Все события