Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк

Выставка «ПУТЬ ПОЗНАНИЯ» к юбилею ректора МГХПА им. С.Г. Строганова Сергея Владимировича Курасова

20 июля – 20 августа. Зал Ученого совета

В пламенной фантастике, в величавости тонкой формы, в напряженной, сложной гамме тонов явлено совершенно особое яркое творчество. Своим спокойным выражением это искусство отвечает тайне колыбели человечества. Образует собой Азию, к которой вовремя направлены вопросы и поиски… Н.К. Рерих, «Алтай – Гималаи/Ташидинг».

    

Путь настоящего художника всегда окрылен познанием, безусловно открывающимся в странствиях. Путешествие художника становится особой формой анализа – осмысления мироздания, познания его тайн и неведомых тонких граней бытия. Сомневаясь в западной модели прогресса, русские художники и поэты в конце XIX и особенно в начале XX веков часто обращались к экзотическому и необыкновенному, пытаясь вернуть чистоту взгляда, присущего мировому наследию мифов и легенд и отдельным остаткам языческой культуры, если не в Азии, то в самой России.

 

Поль Гоген, призывал «отступить очень далеко – уйти за пределы современной цивилизации», ибо «Запад прогнил в настоящее время, но все, что есть в нем мощного, может, как Антей, обрести новые силы, прикоснувшись к земле Востока» Рерих также утверждал, что культура является зеркалом разных мировоззрений, а синтетическая религиозная система, будь то христианство, буддизм или теософия, – верный путь к духовному просветлению и постижению космической истины.

    

Путь познания, ведущий зрителя к неизведанным тайнам окружающего нас мира, продолжает творчество Сергея Владимировича Курасова, представляющего прославленную строгановскую школу живописи, рисунка и проектирования. Чарующий мир Востока открывают пейзажи Средней Азии. Колористические поиски Сергея Владимировича приводят к созданию особого языка экспрессивных цветовых созвучий. Бурная красочная стихия будто бы порождает, материализует форму, ритмическая конструкция мазков создает выразительный рисунок, столь явно проступающий сквозь цветовой поток. Размышления о метафизических основах бытия, роли предопределения и судьбоносных событиях в жизни человека, содержатся в картинах С.В.Курасова.

 

Большой цикл работ посвящен Африке. Охваченный войнами, эпидемиями и природными катаклизмами, загадочный, влекущий, так и не раскрывший многих своих тайн континент – это современная Африка, где автор полотен и сам побывал, на грани жизни и смерти, участвуя в боевых действиях.

    

Самое сокровенное воспоминание художника, безусловно, связано с Тибетом, образ которого запечатлен и в живописи, и в фотографиях. Мотив духовного восхождения – пожалуй, главная тема, сгусток всех впечатлений о странствиях по Тибету, который предстает центром мироздания, охраняющим все тайны бытия. Взаимодействие цвета и света в горах Тибета делает взгляд художника особенным, будто снимет пелену с его глаз, наделяя способностью не просто смотреть, осязать предметный мир, но видеть нечто большее, скрывающееся за грубой оболочкой реальности. Этот путь неизменно ведет к неожиданным живописным откровениям: дематериализующим форму, создающим «чистое», лишенное измерений пространство в почти что абстрактных композициях. Так перед нами разворачивается целый ряд избранных произведений С.В. Курасова, связанных с темой путешествия, а точнее пути, безусловно приводящего к высоким духовным открытиям.

 

К.Н. Гаврилин

заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук, член-корреспондент РАХ.