Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк

Международная научно-практическая конференция «Медиаискусство — XXI век. Генезис, художественные программы, вопросы образования»

2 – 3 ноября 2022

Российская академия художеств

НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Государственный институт искусствознания

МГХПА им. С.Г. Строганова
МАРХИ (Государственная академия)

Национальная Академия Дизайна

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕДИАИСКУССТВО — XXI ВЕК. ГЕНЕЗИС, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ, ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

2–3 ноября 2022 г. Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Государственный институт искусствознания, МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ (Государственная академия), Национальная Академия Дизайна проводят Международную научно-практическую конференцию «Медиаискусство — XXI век. Генезис, художественные программы, вопросы образования», посвященную междисциплинарным исследованиям современной постцифровой проектной культуры в области архитектуры, дизайна, художественного творчества.

 

Тему цифровизации искусства активно разрабатывал доктор искусствоведения, академик РАХ В.Р. Аронов. Этой теме был посвящен ряд конференций в НИИ РАХ и МГХПА им. С.Г. Строганова. Участники обсуждали проблему в разных ракурсах. Был рассмотрен максимально широкий спектр междисциплинарных исследований цифровой проектной культуры в архитектуре, среде современного искусства и дизайна.

 

В октябре 2021 г. на конференции «Мировая художественная культура XXI века» В.Р. Аронов упомянул о начавшемся переходе от т.н. цифровой к более сложной постцифровой эпохе. Он отметил, что самое динамичное в области медиаискусства происходит на стыке классических видов, форм и жанров, с одной стороны, и цифровой технологии — с другой. Именно это В.Р. Аронов называл постцифровым обществом.

 

Такой подход полностью соответствует общепринятым взглядам на развитие современного искусства, некоторые теоретики которого (такие как Мел Алексенберг или Рой Эскотт) сегодня провозглашают конец цифровой революции. Период завершения коронавирусной пандемии объявлен началом постцифровой эпохи. В свою очередь, постцифровое искусство определяется как творческая деятельность, направленная на гуманизацию компьютерных технологий посредством взаимодействия между цифровыми, биологическими, культурными и духовными системами. Комбинирование аналогового и цифрового методов представляет современный мир как гибридный, в котором цифровое и реальное равноправны. Преобразование цифрового произведения искусства в NFT (невзаимозаменяемый токен), знаменует переход от киберискусства к криптоискусству. Эстетизация процессов взаимодействия глобального и индивидуального, киберпространства и реального пространства, виртуальной и дополненной реальности меняет роль художника в современном мире и создает новые подходы к формированию компетенций и к вопросам образования.

 

Культурные институции сталкиваются сегодня с поиском определения материальности, с фиксацией искусства преходящего момента, в ответ современное искусствознание вынуждено разрабатывать новые теоретические понятия для употребления в научном обиходе. То, как современные медиа, цифровые и постцифровые технологии влияют на состояние и развитие современного искусства и на искусствоведческую практику, на архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, мы и хотим обсудить на предстоящей конференции.

 

Конференция будет проходить в смешанном формате:

 

2 ноября предполагается проведение очного Круглого стола «Классические искусства и медиа в цифровом дискурсе» в здании Государственного института искусствознания (Москва, Козицкий переулок, 5).

 

3 ноября онлайн-конференция «Медиаискусство — XXI век. Генезис, художественные программы, вопросы образования» (на платформе Zoom). В случае большого количества поступивших заявок, оргкомитет может продлить конференцию на 4 ноября.

 

Издание коллективной монографии «Медиаискусство — XXI век. Генезис, художественные программы, вопросы образования» (2023 год).

 

Темы конференции:

— Влияние современных медиа на состояние и развитие архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Обзор новейших мировых тенденций;

— Актуальные формы медиадизайна: мультимедийные выставочные проекты, компьютерные игры, цифровая живопись, 3D моделирование и 3D мэппинг, NFT и др.;

— Виртуальная и дополненная реальность в реконструкции историко-культурных объектов, в навигации и в современном проектировании;

— Жизнь классического искусства в постцифровую эпоху;

— «Старые» медиа в постцифровом дискурсе;

— Возможности включения современных технологий в творческий процесс архитектурного проектирования, художественной пластики и декоративного искусства. Междисциплинарные проекты в смежных областях современного искусства;

— Функционирование экранных сред в социокультурной среде;

— Трансформации жанров экранных искусств в контексте цифровых интерактивных медиа;

— Выработка новых компетенций, особенности организации образовательного процесса в условиях реализации учебных программ по цифровому и медиаискусству. Специфика и возможности дистанционного обучения.

 

Регламент выступления: 15 минут. Возможна демонстрация видео-, аудиоматериалов, презентаций.

 

Языки конференции: русский, английский.

 

Оргкомитет конференции:

Лаврентьев Александр Николаевич — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г. Строганова

Назаров Юрий Владимирович — доктор искусствоведения, профессор РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), член-корреспондент РАХ, президент Национальной академии дизайна

Сазиков Алексей Владимирович — кандидат искусствоведения, и.о. заведующего отделом художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ РАХ

Эвалльё Виолетта Дмитриевна — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, сектор художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания; Ответственный секретарь рецензируемого научного журнала «Художественная культура»

 

 

Заявки на участие в конференции (Приложение 1) и издании (Приложение 2) просьба направлять до 15 октября 2022 на адреса:

a_sazikov@mail.ru Сазиков Алексей Владимирович

amaris_evally@mail.ru Эвалльё Виолетта Дмитриевна

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Для участия в конференции и/или включения в издание необходимо до 15 октября 2022 г. представить в оргкомитет:

— заявку на участие в конференции (форма заявки прилагается);

— материалы для публикации на указанную электронную почту.

 

Оргкомитет оставляет за собой право отклонить заявки, тема и содержание которых не будут соответствовать проблематике и целям конференции, новизне и актуальности исследования, оригинальности авторской концепции и не принимать к публикации материалы, не соответствующие обозначенным требованиям.

Присылая материалы и заявку на выступление, участники Конференции предоставляют оргкомитету и редакционной группе право на:

— обработку персональных данных;

— публикацию материалов и данных автора (ФИО, аффилиация, должность);

— размещение электронной версии издания на сайте МГХПА им. С.Г. Строганова, ГИИ, НАД и в РИНЦ.

 

Форма заявки на участие в конференции:

Фамилия, имя, отчество_________________________________________

Ученая степень, звание_________________________________________

Организация __________________________________________________

Структурное подразделение (кафедра и т.п.)_______________________

Телефон (код города) __________________________________________

Е-mail:________________________

Автор(ы)_____________________________________________________

Форма участия:

— очная 2 ноября: да / нет

— дистанционная 3 ноября: да / нет

Участие в коллективной монографии: да / нет

Название доклада: ____________________________________________

Тезисы выступления (до 2000 зн. с пробелами) ____________________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования к статьям:

Соответствие теме и целям конференции;

Оригинальность текста не менее 70%;

Объем — до 25 тыс. зн. с пробелами

Формат текста: Microsoft Word 6 или 7;

Шрифт: Times New Roman 14 пт;

Поля: левое – 2 см, правое – 2 см; нижнее – 2 см; верхнее – 2 см;

Межстрочный интервал – одинарный;

Выравнивание по ширине;

Отступ первой строки абзаца – 1,0 см.

Порядок оформления названия и аннотации: автор (Ф.И.О.), место работы и должность, название статьи, аннотация (до 200 слов), ключевые слова —на русском и английском языке.

Список литературы в алфавитном порядке и примечания приводятся в конце статьи. Ссылки на литературу или примечания даются в тексте в квадратных скобках тем же кеглем, что и основной текст.

Иллюстрации предоставляются отдельно в формате jpeg (разрешение не менее 300 dpi); аннотации к иллюстрациям размещаются в конце статьи после списка литературы.