Преподаватели кафедры
Сегодня на кафедре реставрации художественного металла работают:
1. Чавушьян Данил Макартычевич – заведующий кафедрой РХМ, профессор, заслуженный художник РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат искусствоведения;
2. Красносельская Наталья Юрьевна – профессор, кандидат искусствоведения;
3. Зива Валентина Федоровна – профессор, доктор педагогических наук;
4. Тюрина Светлана Александровна – доцент, кандидат технических наук;
5. Карасев Олег Александрович – доцент, член МОСХ;
6. Чавушьян Светлана Леонидовна – старший преподаватель, реставратор высшей категории.
7. Тюляхов Иннокентий Иннокентьевич – зав. мастерскими, преподаватель;
8. Нарубин Павел Владимирович – преподаватель, учебный мастер I категории;
9. Зылева Елена Игоревна – преподаватель, учебный мастер;
10. Ким Лариса Леонидовна – учебный мастер;
11. Чавушьян Екатерина Даниловна – учебный мастер.
Кафедра «Реставрация художественного металла» была создана в 2002 году. Ее возглавляет заслуженный художник РФ, лауреат многих международных творческих конкурсов, Почетный работник Высшего Профессионального Образования, кандидат искусствоведения, профессор Данил Макартычевич Чавушьян. В 1990 году он окончил кафедру «Художественной Обработки Металла и других материалов» в МВХПУ (б. Строганова). Преподавательскую деятельность Данил Макартычевич начал на кафедре «Художественной Обработки Металла» в 1997 году.
Данил Макартычевич Чавушьян является Заслуженным художником Российской Федерации, виртуозно владеющий старейшей рукотворной техникой ажурной скани и сделавший многочисленные технологические открытия в этой области. Определившее стиль его творчества это тончайшее мастерство используется художником для передачи необходимого эмоционального состояния. Через эстетику ажурной скани, которая достигается путем экспериментирования со стилевыми эффектами, проявляется характерная черта творчества Д. Чавушьяна – создание художественного образа в духе русской национальной традиции. Именно эта особенность обусловила его участие в Международном Фестивале художников прикладного искусства во Франции в 1994 году, где Д.М. Чавушьян был удостоен высшего приза «PRIXD’EXCELLENCE» за создание золотого сканного пасхального яйца, бесшовная ажурная форма которого, является уникальной. Техника скани стала лейтмотивом и его научных интересов, в 2008 г. Данил Макартычевич защитил диссертацию на соискание ученой степени «кандидат искусствоведения» на тему: «Технико-технологические и художественные особенности Московской скани XVIII- XX вв.». Его авторские работы вошли в лучшие сокровищницы отечественных музеев: Государственного Исторического Музея, Оружейной Палаты Московского Кремля. Воспитывая молодых ювелиров и реставраторов, прививая им вкус и знание лучших традиций русского ювелирного дела, профессор Д.М. Чавушьян является членом жюри конкурсов по ювелирному искусству: «Брошь для первых дам», национальный конкурс ювелирного искусства «Ювелиры-XXI веку» на приз Гохрана России. В 2006 году он возглавил жюри международного конкурса по ювелирному искусству «Золотой Глобус».
В большей степени кафедра еще с начала ее основания была ориентирована на подготовку специалистов в области музейной и археологической реставрации. Результатом этой деятельности является всестороннее, подлинно научное исследование, цель которого – установление, выявление и обоснование всех культурных, временных и технологических аспектов, связанных с происхождением древнего памятника, и, следовательно, с его исторической и художественной ценностью.
На кафедре в разные годы преподавали выдающиеся специалисты, настоящие мастера своего дела – ювелиры, исследователи, реставраторы. Профессор Анатолий Порфирьевич Крылов был тесно связан с традициями преподавания ювелирного искусства в старой Строгановке. На кафедре «Реставрации художественного металла» он работал с 2005 – 2021 г. Ученик известного ювелира Ф.Я. Мишукова, он с любовью передавал секреты технологий старых мастеров своим студентам. Методика преподавания прикладной геммологии была также блестяще разработана А.П. Крыловым, опытнейшим педагогом, прекрасным ювелиром и дизайнером. Специально для студентов кафедры им были выпущены учебники «Геммология» и «Рецептурный справочник сплавов».
Большое значение для становления кафедры, ее деятельности и развития имеет сотрудничество с ведущими музеями Москвы. Идея о таком взаимодействии появилась отнюдь не случайно. Создание столь специфической кафедры «Реставрация художественного металла» в РГХПУ им. С.Г. Строганова, естественно потребовало участия и помощи специалистов наших музеев, прежде всего, таких как Государственный Исторический музей. В самом начале основания кафедры здесь начал преподавать зав. отделом научной реставрации металла ГИМ А.Г. Рябинков, который подготовил ряд высококвалифицированных специалистов-реставраторов. На кафедре «Реставрации художественного металла» он работал с 2002 – 2009 г. Его путь в реставрации начался в Государственном Историческом музее в 1980 г., он возглавил отдел научной реставрации музея. Анатолий Георгиевич специализировался на реставрации памятников из цветных, драгоценных и черных металлов, археологических памятников, а также монументальных объектов. В 1987 г. опубликовал научную статью «Применение современных материалов для консервации предметов из черных металлов в музейной коллекции». Долгое время А.Г. Рябинков обучал студентов кафедры – будущих молодых реставраторов, был руководителем дипломных работ.
Заведующая отделом Драгоценных металлов ГИМ, кандидат искусствоведения Галина Михайловна Крюк, ученица великого ученого М.М. Постниковой-Лосевой, передавала студентам бакалавриата опыт музейного дела. Ее глубокие знания в области истории эмальерного дела были отражены в написанной ей диссертации «Живопись по эмали в церковном искусстве Москвы XVIII – первой трети XIX века». Она начала работать на кафедре «Реставрации художественного металла» с самого начала ее основания в 2002 г., практически более двадцати лет, до 2022 г., отдавшая делу воспитания реставраторов металла. В ходе преподавания дисциплин «Атрибуция и экспертиза», «Стили в искусстве», «История орнамента» Г.М. Крюк прививала студентам любовь к истории и культуре России, воспитывала в молодых специалистах профессиональный кругозор, учила основам музейного дела и работы с музейными памятниками. Основы искусствоведческой науки, понимание истории создания исторического памятника были положены в основу ее интересных и разносторонних лекций. Долгое время, работая на кафедре, Галина Михайловна была руководителем бакалаврских выпускных работ, а ее студенты защищали дипломы с отличными оценками и показывали высокие профессиональные результаты.
В самом начале образования и становления кафедры сюда были приглашены молодые талантливые преподаватели Суморокова Наталья Ларгиевна и Козорезенко Петр Петрович. Оба замечательных художника, великолепно владевших основами проектной графики, преподавали с 2002 по 2006 г. предмет «Обмеры». Н.Л. Суморокова закончила кафедру «Художественной обработки металла», ее знания ювелирных технологий дали возможность будущим реставраторам познакомиться с основами обмеров исторических памятников, композицией и шрифтами. П.П. Козорезенко знакомил своих студентов с особенностями, как обмерной графики, так и графической реконструкцией ювелирных шедевров. Под его руководством были выполнены обмеры уникальных ювелирных произведений Государственного Исторического музея и сделан большой вклад в развитие методики преподавания этого предмета на кафедре. В настоящее время профессор, доктор искусствоведения, заслуженный художник РФ, почетный член Российской академии художеств, председатель секции реставрации Творческого союза художников России П.П. Козорезенко стал заведовать кафедрой «Искусство графики».
Скульптура в декоративно-прикладном искусстве является важной и неотъемлемой частью академических знаний художника-реставратора. Умению работать с круглой скульптурой и рельефом обучали студентов на кафедре Анатолий Петрович Смоленков и Елена Николаевна Черапкина. Анатолий Петрович является академиков Российской академии художеств, членом Союза художников, кандидатом искусствоведения, имеет большое количество творческих работ и известных выпускников. С 2002 г. по 2008 г. он преподавал студентам кафедры «Реставрации художественного металла». Профессор А.П. Смоленков, знакомил студентов с основами академической скульптуры, а также пластики прикладного характера на предмете «Скульптура в декоративно-прикладном искусстве». Под его руководством студенты выполняли академические задания от копирования классических рельефов до античных голов. Он закладывал важные основы понимания скульптурной формы у студентов, связанных в основном с ювелирным искусством, что было ценным с точки зрения получения полного академического образования. Имея блестящие знания в области художественного металла, и защитив диссертацию «Златоустовская гравюра на стали XIX—XX веков. Историческое развитие, вопросы стиля и технологии», он мог доходчиво и методически верно объяснить будущим художника-реставраторам основы пластических видов искусства. Елена Николаевна Черапкина работала на кафедре в период с 2008 по 2015 гг., преподавала скульптуру. Член Московского союза художников, Почетный работник высшего образования Российской Федерации, профессор она получила большое уважение своих учеников. Много времени уделяя персонально каждому студенту, доходчиво объясняя задания и контролируя учебный процесс, Е.Н. Черапкина добилась хороших результатов у студентов, а главное сформировала их объемно-пластическое мышление.
Для реставраторов чрезвычайно важное значение имеет химия. Не один реставрационный процесс не обходится без использования специальных реставрационных методик, требующих от реставратора знание материалов, специальных реактивов и их составов для обработки металлов. Данное направление на кафедре возглавлял кандидат химических наук, доцент Аркадий Владимирович Евстратов. На кафедре «Реставрации художественного металла» он работал с 2011 – 2018 г. Изобретатель, автор ряда патентов в области химии А.В. Евстратов работал в магистратуре с молодыми учеными, решавшими сложные задачи в своих научно-исследовательских работах. Энциклопедические знания по химии материалов, их свойствам и использовании в реставрации были блестяще реализованы на лекциях со студентами магистратуры на предметах «Современные проблемы реставрационной науки» и «История и методология реставрационной науки». Аркадий Владимирович активно участвовал и консультировал магистров в проводимых ими технико-технологических экспериментах по реконструкции древних утраченных технологий.
Долгое время на кафедре «Реставрации художественного металла» работала учебный мастер, замечательный художник Т.Ю. Дымченко. Она начала свой путь на кафедре в 2002 г. и работала вплоть до 2021 г. Великолепное владение технологией миниатюрной финифтяной живописи она передавала студентам в бакалавриате. Индивидуальная методика и подход к каждому студенту, умение научить сложной технологии миниатюрной живописи на эмали дали отличные результаты при подготовке студентов на предметах «Художественное мастерство». Уникальные секреты мастерства передавались мастером непосредственно на занятиях каждому студенту. Так же важное значение для воспитания художественного вкуса обучающихся имело копирование произведений исторической живописи. На семестровых просмотрах бакалавры показывали отличные учебные результаты.
Одним из старейших и опытных учебных мастеров кафедры был Валентин Иванович Вдовченко. Талантливый художник, ювелир, профессионал своего дела, знающий секреты многих ювелирных технологий, он с удовольствием передавал мастерство своим ученикам. В.И. Вдовченко проработал в Строгановке более тридцати лет, а на кафедре «Реставрации художественного металла» с начала ее основания в 2002 г. и до 2012 г. Воспитал громадное количество учеников, которые работают в самых разных городах нашей страны. Сам неоднократно участвовал со своими творческими ювелирными работами на различных художественных выставках. Большой опыт и мастерство помогали прививать студентам ювелирные навыки и приемы обработки художественного металла, открывать в молодых реставраторах талант ювелиров и твердые знания самых разных технологий. Валентин Иванович на предмете «Художественное мастерство» учил работе в мастерской на разном оборудовании, умению обращаться с инструментами и обрабатывать металл, работе в технике скани, горячих эмалей, монтировки и других технологиях. Дипломные работы, выполненные бакалаврами под его руководством, отличались высоким качеством исполнения, неоднократно были отмечены государственной комиссией.
Среди славной плеяды мастеров кафедры нужно отметить учебного мастера, уникального гравера Гребенкова Константина Михайловича. На кафедре «Реставрации художественного металла» он работал с 2002 – 2015 г. Сын выдающегося фронтовика, реставратора, педагога и художника М.Н. Гребенкова, Константин Михайлович стал мастером производственного обучения в Строгановке. Много лет проработав на кафедре «Художественной обработки металла» он перешел на кафедру «Реставрации художественного металла», где смог передавать секреты граверного дела, которым виртуозно владел, своим студентам. После общения с таким талантливым мастером многие ребята нашли свое призвание в ювелирном искусстве и были увлечены гравированием по металлу. Кроме того, К.М. Гребенков консультировал магистров кафедры по реконструкции древних утраченных техник и всегда помогал советом. Бакалаврские дипломные работы, которыми он руководил, были всегда точны в исполнении, передавали все детали старинных шедевров, которые копировали дипломники. Уровень всех дипломных работ, выполненных под его руководством, всегда вызывал восхищение специалистов в государственной комиссии.
Сегодня педагоги кафедры взяли за основу все самое лучшее из богатейшего наследия Строгановки и активно развивают эти достижения.
На первом курсе студенты учатся, как правильно выполнять обмеры и графически изобразить изделие в традиционной для «Строгановки» технике отмывки. Предмет «Обмеры» ведет талантливый художник, член Московского союза художников, лауреат международных творческих конкурсов, доцент кафедры Олег Александрович Карасев. На кафедре «Реставрации художественного металла» он начал работать с 2006 г. Творческая деятельность Карасева О.А. многообразна. С 2009 года является членом Московского союза художников, а в 2012 году вступил в Творческий союз профессиональных художников. Он имеет интересные работы, как в области живописи, так и в области графики. Продолжая традиции русского пейзажа, художник не просто совершенствует его особенности, а в каждом новом произведении демонстрирует все новые возможности техники живописи, графики и композиции. В 2016 г. им был опубликован каталог творческих работ «Живопись. Графика». О.А. Карасев участник многочисленных выставок, а также проводил персональную выставку в Государственной консерватории им.П.И. Чайковского. Он является автором учебно-методического пособия «Проектирование (обмеры)» (2015 г.), где подробно описана эта уникальная графическая техника и ее необходимость для сохранения памятников отечественной культуры. Великолепный художник, он передает своим студентам сложные приемы графических работ, учит их владению техникой отмывки, шрифтам и композиции. Олег Александрович прививает студентам бережное отношение к историческим предметам, грамотное владение графическими приемами и развивает в них широкий кругозор художника декоративно-прикладного искусства.
Очень важно, что студенты много работают в реставрационных мастерских кафедры, где они на реальных исторических памятниках изучают способы расчистки и консервации металлов, их физические и химические свойства. Эти занятия проводит Светлана Леонидовна Чавушьян – старший преподаватель кафедры «Реставрации художественного металла», реставратор Высшей категории, который имеет многолетний опыт работы в реставрационных мастерских Государственного Исторического музея. На кафедре она начала работать с г. 2007 г. Кроме того, она была одной из первых выпускниц кафедры, закончив ее в 2007 г. Она защитила магистерскую диссертацию «Исследование сольвычегодской расписной эмали XVII века». Проведенное ей исследование раскрыло многочисленные неизвестные особенности техники древних сольвычегодских эмалей: подготовка эмалей, запекание на сложной форме предметов, роспись и отделка. Новые методики научного исследования, предложенные в магистерской диссертации С.Л. Чавушьян, стали базой для понимания реставраторами древних техник росписи сольвычегодских эмалей. Важные выводы и результаты исследования С.Л. Чавушьян были в дальнейшем опубликованы в научных статьях. После защиты диплома профессиональная деятельность Светланы Леонидовны Чавушьян продолжилась в Государственном Историческом музее, где она более пятнадцати лет работала в должности художника-реставратора и получила патент на изобретение и Высшую категорию реставратора. Полученный опыт сложных реставрационных работ в музее С.Л. Чавушьян передает сегодня студентам кафедры «Реставрации художественного металла» РГХПУ им.С.Г. Строганова. Она разработала ряд уникальных методик реставрации художественного металла, в частности методику реставрации эмалей на исторических памятниках. Дипломные работы, которыми руководит С.Л. Чавушьян, всегда вызывают большой интерес комиссии и высокую оценку.
Обучение в магистратуре связано с научно-исследовательской деятельностью, воссозданием утраченных технологий древности, данное направление в ряде дисциплин ведет кандидат искусствоведения, лауреат международных творческих конкурсов, активный член творческой жизни Международного Художественного Фонда, Творческого Союза Профессиональных Художников Н.Ю. Красносельская. На кафедру она пришла в 2009 г. и начала работать в магистратуре. Ей написаны две монографии и ряд научных статей. В 2003 году Наталья Юрьевна успешно защитила диссертацию на тему «Художественный металл русской усадьбы конца XVIII – начала XIX веков (композиционные и пропорциональные закономерности построения)». За время работы в должности профессора на кафедре «Реставрации художественного металла» ей были отработаны учебные методики и опубликовано в 2019 г. учебное пособие «Технико-технологический эксперимент в научно-исследовательской и творческой работе», что положительно повлияло на конечный результат курсовых и дипломных работ студентов и объединило в себе опыт исследовательской и педагогической деятельности за последние годы. Научно-исследовательские работы, которые проводят магистры под руководством Н.Ю. Красносельской – это комплекс мероприятий по воссозданию древних утраченных технологий художественной обработки металлов. С результатами своих исследований студенты магистратуры с успехом выступают на научных конференциях и участвуют в престижных ювелирных и реставрационных конкурсах. Как руководитель магистерских диссертаций Н.Ю. Красносельская обучает студентов кафедры профессиональной научной работе, оформлению результатов технико-технологических экспериментов, что всегда высоко отмечается комиссией на защите дипломных выпускных квалификационных работ.
Методика преподавания геммологи была разработана блестящим специалистом в этой области, профессором А.П. Крыловым, и сегодня ее продолжает молодой преподаватель и выпускница кафедры Зылева Елена Игоревна. Она является аспирантом и одновременно начала в 2024 г. свою педагогическую деятельность на кафедре. Е.И. Зылева защитила в 2022 году магистерскую диссертацию по теме «Исследование декоративных и технических приемов изготовления русских литых серег в комплексе женского костюма северных и центральных губерний России XVII – начала XVIII вв.». Диссертация была выполнена под руководством заведующего кафедрой «Реставрации художественного металла», профессора, кандидата искусствоведения, заслуженного художника РФ, почетного работника высшего профессионального образования РФ Чавушьяна Данила Макартычевича. Дипломная работа Е.И. Зылевой получила высшую награду – Золотую медаль Российской академии художеств «За лучшую дипломную работу». В ходе обучения Е.И. Зылева опубликовала ряд научных статей и стала лауреатом конкурса «Проба пера». В бакалавриате она читает лекции по предметам «Атрибуция и экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства» и «Геммология» Зылева прошла ряд дополнительных современных образовательных программ, которые активно использует в работе со студентами.
И, конечно, кафедра гордится мастером производственного обучения – заведующим мастерскими, преподавателем Иннокентием Иннокентиевичем Тюляховым, великолепным ювелиром и художником. Он является выпускником кафедры, где в 2009 г., защитил магистерскую диссертацию «Исследование табакерки и карне XVIII века из собрания Государственного Исторического музея». На кафедре он начал работать с 2009 г. и обучает студентов бакалавриата и магистратуры разным ювелирным технологиям, под его руководством проводятся серьезные технико-технологические эксперименты для реконструкции утраченных технологий древности. Он обладает уникальными знаниями в области резьбы по кокосу, кости и перламутру и передает их студентам кафедры на предметах «Декоративная пластика» и «Скульптура в декоративно-прикладном искусстве». Кроме того, Иннокентий Иннокентьевич опубликовал ряд научных статей по обработке перламутра, кости и кокоса. В 2024 г. он подготовил учебное пособие для студентов 3 курса «Основы производственного мастерства (эмаль по скани)». Дипломные работы студентов бакалавриата, выполненные под его руководством, по копированию исторических ювелирных шедевров всегда отмечаются комиссией за высокий уровень исполнения и отличное качество работ.
Преподаватель кафедры, учебный мастер и первый выпускник кафедры Павел Владимирович Нарубин, преподает на кафедре с 2013 г. дисциплины, связанные с литейным делом. На заре основания кафедры он защитил магистерскую диссертацию «Исследование перегородчатых эмалей киевских колтов XII – начала XIII веков из собрания Государственного Исторического музея». Сложные технико-технологические процессы он всегда доходчиво объясняет своим ученикам. Студенты 1 курса бакалавриата с увлечением работают над подготовкой восковых моделей перед отливкой в металле, занимаются послелитейной обработкой изделий. В магистратуре под его руководством выполняются технико-технологические эксперименты, разрабатываются методики реконструкции древних техник обработки металлов. Кроме художественного мастерства Павел Владимирович обучает студентов бакалавриата и магистратуры информационным технологиям, учит писать специальные компьютерные программы и работать на станке с ЧПУ управлением. Все это необходимо для воспитания в студентах бережного отношения к сохранению памятников декоративно-прикладного искусства, пониманию древних ювелирных технологий, владению основами скульптуры в прикладном искусстве. Он также руководит дипломами студентов в бакалавриате, и под его руководством они выполняют копии ювелирных шедевров из собрания Государственного Исторического музея.
Недавно на кафедре, в 2024 г., начала свою преподавательскую деятельность Лариса Леонидовна Ким. Она является выпускницей кафедры «Реставрация художественного металла», защитившая в 2024 году магистерскую диссертацию «Исследование особенностей сетчатого плетения с эмалевым декором в женских аксессуарах первой четверти XX в.» под руководством зав. кафедрой «Реставрации художественного металла», профессора Д.М. Чавушьяна. Магистерская диссертация Л.Л. Ким завоевала Золотую медаль Российской академии художеств «За лучшую дипломную работу» и получила высочайшую оценку комиссии. Сразу после окончания обучения Л.Л. Ким была приглашена вести на кафедре предмет «Финифть» и стала учебным мастером. Она является лауреатом конкурса научно-исследовательских работ РГХПУ им. С.Г. Строганова «Проба пера», участником научных конференций, а также имеет ряд научных публикаций.
И сегодня деятельность кафедры «Реставрации художественного металла» невозможно представить без тесного сотрудничества с музеями. Студентами кафедры было отреставрировано большое количество памятников, с которым они работали в учебной реставрационной мастерской. Это, например, изделия Народного музея исторического поселения Брынь. Это, с одной стороны, прекрасная практика для студентов, а с другой стороны – помощь музею. Сегодня большое значение в подготовке студентов имеет тесное сотрудничество с Государственным Историческим музеем, Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева, Всероссийским музеем декоративного искусства, ГОХРАНом России.
Кафедра гордится своими выпускниками, многие из них продолжили работу в области реставрации, стали ведущими научными специалистами музеев, реставраторами, художниками и ювелирами. Карандашев Александр Валерьевич в 2007 году закончил магистратуру и стал заведующим отделом научной реставрации скульптуры ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Михаил Вячеславович Татарников – выпускник кафедры и художник-реставратор отдела научной реставрации скульптуры ХХ века в Третьяковской галерее, занимающийся реставрацией монументальной скульптуры из металла. Вадим Георгиевич Яковлев также выпускник кафедры в настоящее время является заведующим сектором реставрации металла Музеев Кремля, руководит сложными проектами по реставрации ювелирных шедевров. Другой выпускник кафедры и с 2012 г. реставратор Музеев Кремля В.А. Савилов выполнил реставрацию уникального Евангелия 2-й половины XVII в. из Гроба Господня в Иерусалиме. Многие выпускники кафедры завоевывали награды и становились лауреатами профессиональных конкурсов. Ряд выпускников кафедры и сегодня не утратили с ней связь, ежегодно они участвует в государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных работ и оценивает профессиональный уровень подготовки новых выпускников.
Путь кафедры на протяжении более двадцати лет ее работы показывает совместный вклад всех ее членов, педагогов и студентов в дело научной реставрации художественного металла. За это время появилось много открытий, разработан ряд новых реставрационных методик, которые были реализованы в музейной практике, опубликован ряд научных исследований, проводятся творческие выставки работ кафедры.
Реставраторы, получившие подготовку в Строгановке, одновременно и художники, и мастера, и ученые, и философы. Им присуще целостное, системное видение задач, стоящих перед научной реставрацией, любовь и уважение к историческому наследию России, и конечно, их ждет большое профессиональное будущее.