Программа обучения. Специалитет
Специалитет
1 курс
В целом посвящен началам архитектурной композиции, архитектурной графике и макетированию.
- Ознакомление студентов с техникой выполнения архитектурных чертежей с использованием туши, акварели и темперы.
- Выполнение чертежей памятника архитектуры (с увража) с покраской.
- Выполнение нескольких упражнений по теории композиции.
- Выполнение нескольких клаузур по теме: архитектура в пейзаже.
- Проведение нескольких экскурсий по известнейшим памятникам архитектуры г. Москвы и Подмосковья.
- Ознакомление с наиболее характерными образцами мебели и оборудования интерьеров с анализом их функционального назначения, особенностей художественной формы, характера конструктивного решения, использования отделочных материалов, стилями в архитектуре.
В процессе работы над этими композиционными заданиями происходит первоначальное знакомство студента с основными закономерностями архитектурной композиции: с тектоникой, масштабностью, пропорциями, соотношениями главного и второстепенного, ролью цвета в архитектурной композиции и пр. На первом курсе студенты овладевают техническими приемами, необходимыми для изготовления рабочих макетов. Летняя практика посвящена натурным зарисовкам архитектуры в пейзаже и обмерным работам на памятниках архитектуры.
2 курс
- Посвящен началам архитектурно-художественного проектирования.
- Ознакомление студентов со спецификой проектирования интерьеров несложных архитектурных объектов в природной среде.
- Ознакомление студентов со спецификой проектирования интерьеров общественного назначения с несложной функциональной программой (в том числе и размещенных в типовой конструктивной сетке колонн), изучение оборудования таких интерьеров. На втором курсе продолжается совершенствование проектной графики и макетирования, выполняются клаузуры по тематике, разработанной руководителем.
Летняя практика посвящена обмерным работам на памятниках архитектуры (главным образом — в их интерьерах) по более сложной программе и натурным зарисовкам памятников архитектуры в городской среде.
3 курс
- Продолжается развитие и усложнение проектных задач. Первый опыт архитектурного проектирования в полном объеме: от проектирования объема до проектирования интерьера.
- Ознакомление со спецификой проектирования сооружений жилого и общественного назначения с более сложной функциональной структурой и их интерьеров; ознакомление с зависимостью формирования архитектурно-пространственной композиции этих сооружений от функциональных, технических, конструктивных и эстетических требований.
- Ознакомление с принципами и особенностями проектирования небольшого жилого дома (на одну развитую семью), планировочной и пространственной организацией его интерьеров, основами функционального зонирования, проблемой органического соответствия архитектурной формы и конструкции.
- Ознакомление с нормами и закономерностями использования строительных и отделочных материалов. Все более углубляющееся изучение вопросов взаимосвязи архитектурного сооружения и природной среды и проблем архитектурного ансамбля.
- Ознакомление с принципами проектирования интерьеров транспортных сооружений и административных зданий специального назначения, их спецификой и нормами. Расширение понятия ансамбля как гармоничной функциональной и композиционной взаимосвязи частей единого архитектурного организма. Выполнение клаузур по тематике разработанной руководителем в русле задач курса.
Летняя практика посвящена проектной работе.
4 курс
- На четвертом курсе продолжается совершенствование навыков самостоятельного творчества и профессионального мастерства в процессе проектирования интерьеров сложных сооружений уникального характера или специального назначения.
- Усложняются художественно-образные задачи.
Так как проектные задания всегда имеют географический и градостроительный адрес, архитектурно-художественный образ интерьеров должен быть в безусловной связи с социальными, климатическими и историческими особенностями города, для которого предназначено здание. - Исследуются проблемы традиций и новаторства в архитектуре и искусстве.
- Студенты знакомятся с проблемой создания на основе синтеза искусств, со специфичностью художественно-образных средств пластических искусств, выступающих в единой композиции.
- Производится изучение методики проектирования сложных экспозиционных комплексов, специфики организации музейной и выставочной экспозиции, с модульными системами и унификацией в строительной и выставочной практике.
- Продолжается углубление понимания закономерностей построения архитектурного ансамбля. Выполнение клаузур по тематике разработанной руководителем.
Летняя практика посвящена проектной работе.
5 курс
- На пятом курсе в ходе выполнения сложных проектных заданий происходит дальнейшее развитие профессиональных знаний и навыков с максимальным приближением к требованиям реальной практики.
- Осваиваются принципы проектирования интерьеров сложного общественного сооружения с развитой системой функционально-технологических процессов.
- Углубляется готовность и способность студента к самостоятельной проектной работе.
- Большое внимание уделяется рабочему проектированию, разработке фрагментов, деталей, шаблонов и профилей к ним.
- Выполнение клаузур по тематике, разработанной руководителем.
Летняя практика посвящена предпроектным исследованиям по теме диплома (реферат) и выполнению буклета о творческом лице студента-художника.
6 курс
Выполнение форпроекта — концепции по составу и смыслу является прологом к дипломному проекту. Особое внимание к решению самых общих характеристик архитектурной и художественной композиции в целом. Общая идея — прежде всего, детали будут разрабатываться на следующем этапе.
Диплом
Выполнение дипломного проекта
Дипломное проектирование, проводимое на основе концептуального форпроекта, является заключительным этапом обучения в ВУЗе и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение профессиональных теоретических знаний и художественно-практической подготовке студента.
Примечание: Конкретная тематика индивидуальных дипломных заданий, весь круг вопросов по их составу и задачам, рекомендуемая литература и т. п. разрабатываются руководителем и утверждаются кафедрой. Основой дипломных заданий являются реальные проектные материалы из архитектурных проектных организаций.
На первом этапе работы над дипломным проектом студенты выполняют следующее:
- Пишут иллюстрированные рефераты на тему дипломного задания как этап работы по сбору и систематизации материалов к теме и как предварительное исследование всего существующего архитектурного опыта по данной тематике (в течение летней преддипломной практики).
- Завершается работа над буклетом, в котором студент демонстрирует все свои работы (в фотографиях) учебные и творческие.
- Основной частью первого этапа является выполнение форпроекта, в котором разрабатывается концепция дипломного проекта.
- Все эти части (реферат, буклет, форпроект) вместе с основным дипломным проектом предъявляется ГЭК для защиты.
Летняя учебная практика
Каждый курс завершается выполнением заданий по летним практикам, которые строятся по следующей схеме:
В течении июня месяца выполняются:
1. Учебная практика (основные разделы): обмерная (1 и 2 курсы); проектная (3 и 4 курсы); преддипломная (5 курс).
2. Учебная практика (дополнительные разделы): построение перспективы (2 курс).
В течение каникул (июль–август) выполняются живописно-графические практики (1–4 курсы).