Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Университета Строганова!
欢迎来到俄罗斯国立工艺美术大学(斯特罗加诺夫大学)门户网站
Университет
Сведения об образовательной организации
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Наука
Университет Строганова   /   Университет   /   Факультеты и кафедры   /   Факультет искусства реставрации   /   Кафедра реставрации монументально-декоративной живописи

Кафедра реставрации монументально-декоративной живописи

О кафедре

Направление обучения:

 

 

  • 54.05.02 «Живопись», специализация: художник-реставратор монументально-декоративной живописи (специалитет 6 лет)

 

Кафедра реставрации монументально-декоративной живописи была организована в 1983 году в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР. Основная задача кафедры — проведение учебных, научно-методических и производственных работ, связанных с подготовкой художников-реставраторов монументально-декоративной живописи.

 

 

Первым заведующим кафедрой (1983–1988) был профессор Редечкин П.Г. С 1989 по 2009 г кафедру возглавлял Бурый В.П. — профессор, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей категории, заслуженный деятель искусств РФ, член Комиссии по Аттестации художников-реставраторов МК РФ, член научно-методического совета МК РФ; с 2009 по 2018 г. – заведующем кафедры была доцент, кандидат искусствоведения Ефремоа Л.А. С 2018 года кафедру возглавляет Борисова Н.Л. -профессор, художник-реставратор высшей категории, член Комиссии по Аттестации художников-реставраторов МК РФ, член научно-методического совета МК РФ.

 

 

За более чем двадцатилетнюю историю своего существования кафедра выпустила около двухсот художников–реставраторов монументально–декоративной живописи. Профессиональная подготовка студентов осуществляется в мастерских кафедры и на базе ведущих реставрационных организаций России, в первую очередь следует упомянуть Гос. НИИР, ГТГ, МНРХУ. Выпускники кафедры, среди которых уже много художников–реставраторов второй и первой квалификационных категорий, работают на уникальных объектах монументально–декоративного искусства самостоятельно или в коллективах ведущих реставрационных учреждений страны. Кроме выполнения чисто реставрационных работ они также расписывают стены старых и вновь построенных храмов, пишут иконы, декорируют особняки и усадьбы. Некоторые лучшие выпускники остались преподавать на кафедре. Трое из выпускников кафедры закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации.

 

Все дисциплины художественного, художественно-технического и реставрационого циклов должны соединяться в непротиворечивое целое и становиться профессиональной сущностью будущего художника-реставратора монументально-декоративной живописи.

 

Производственные практики наши студенты проходят под руководством преподавателей кафедры, а также в составах профессиональных бригад художников–реставраторов, либо в реставрационных отделах музеев и научно–исследовательских институтов. На протяжении последних лет студенты под руководством и при участии преподавателей (аттестованных художников–реставраторов) выполняли практические реставрационные работы на более 40 фрагментах стенописи XVII века из Троицкого собора Макарьевского монастыря (фонды ГМА им. А.В. Щусева и музея РГХПУ им. С.Г. Строганова); на серии фрагментов стенописей I в. н. э. из Помпей (фонды ГМИИ им. А. С. Пушкина); на фрагменте стенописей VIII до н.э. дворцового комплекса г.Эребуни (Урарту);на лессовой полихромной скульптуре III- VI вв. из собрания ГМИИ им. Пушкина;на фрагментах настенной росписи композиции «Индустриализация» (1938 г.) художника Василия Маслова, снятой со стен разрушенного дома СтройбюроБолшевской трудовой коммуны; на стенописив Спасо-Преображенской церкви Ефросиньева монастыря в г. Полоцке, республика Белоруссия (XII в.);в Спасо-Преображенском соборе о. Ваалама (живопись XIX в.); в Кирилло–Белозерском монастыре (живопись XVII—XIX вв.); в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля (живопись XVI—XIX вв.), в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря на стенописях 1598 года; в Рождественском соборе Пафнутия-Боровского монастыря (живопись XVII в.,) и на многих других выдающихся памятниках монументально–декоративной живописи. Студенты нашей кафедры часто проходят производственные и преддипломные практики в отделах реставрации Государственной Третьяковской галереи и Гос. НИИ реставрации, где под руководством профессионалов реставрируют иконы XVI—XIX вв. и картины XIX в. из музейных фондов.

 

Дипломные работы, выполняемые студентами кафедры на 6-м курсе, состоят из трёх основных заданий: реставрация фрагмента (или участка) стенных росписей, реставрация произведения темперной или масляной живописи и копирование произведения темперной или масляной живописи.

 

 

Кафедра постоянно оказывает благотворительную помощь нуждающимся вновь построенным храмам, передавая им иконы и фрагменты стенописи, регулярно участвует в реставрационных выставках, где представляет работы студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры. Выставка «Археология войны, возвращение из небытия», которая проходила в мае 2005 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина, выставка «Реставрация музейных ценностей России» (V триеннале), которая проводилась в Москве в 2006 г., международный форум «Сохранение культурного наследия» 2011 г., международная реставрационная выставка Denkmal 2012 г. в Москве, многие экспонаты были высоко оценены выставочными комиссиями и получили премии и дипломы.

 

Помещения кафедры РМДЖ располагаются на 10-м этаже нового корпуса нашего ВУЗа, есть две мастерские живописи и рисунка, три реставрационные мастерские, три мастерские по изучению живописных техник, аудитория для лекционных занятий. Можно утверждать, что разностороннее образование, гармоничное соединение в учебном процессе практических и теоретических дисциплин представляют нашим выпускникам широкий спектр возможностей для профессиональной самореализации.