Заведующий кафедрой профессор Розанов Никита Евгеньевич
Проектированием средств транспорта (автомобильного, водного и воздушного) в Строгановке занимались с 1960-х годов. Выпускники традиционно работали в КБ Илюшина, Миля и Камова, на ЗИЛе и АЗЛК, в НАМИ и во ВНИИТЭ и ВИСХОМе, а позже – на ВАЗе и БЕЛАЗе, проектируя специальную, строительную, сельскохозяйственную и военную технику.
Создание кафедры дизайна средств транспорта с использованием богатейшего опыта подготовки художника для промышленности стало потребностью времени. Кафедра дизайна средств транспорта была образована в 2002 году. С тех пор коллектив преподавателей ведет обучение одной из самых сложных специализаций в промышленном дизайне в области проектирования динамичных объектов дизайна: автомобилей, мотоциклов, водного, воздушного, железнодорожного транспорта и специальной техники. Читается уникальный пропедевтический курс «Основы композиции динамических объектов дизайна.
С 2022 года открыто вечернее отделение по направлению Магистратура (2,5 года обучения). С 2023 учебного года этот вид образования планируется расширить, добавив и объединив новые средства транспорта: робомобили и космические средства доставки людей и грузов на орбиту Земли специализированным направлением курса магистратуры «Умная мобильность».
За годы существования кафедры у её педагогов и обучающихся сложились тесные контакты с представителями отечественных производителей различных средств транспорта. Традиционно для ВУЗа особое внимание уделялось дизайну и стилю легковых автомобилей, наиболее полно сочетающих в себе все многообразие специальных требований, предъявляемых к дизайну динамичных объектов.
Сегодня в сфере среднего специального и высшего дизайнерского образования России работает около десятка учебных заведений, использующих тематику «Средства транспорта» в качестве учебных заданий по проектированию. И лишь одно – РГХПУ им. С.Г. Строганова – располагает специализированной в этой области кафедрой, которая сочетает традиции Художественной Академии с практическими задачами отечественного транспортного дизайна.
За время работы кафедры сформировалась структура учебного курса, направленная на подготовку профессиональных дизайнеров для этой области – начиная от первых заданий по пропедевтике и заканчивая выполнением выпускной квалификационной работы. В процессе обучения студенты получают знания основ аэро- и гидродинамики, общей компоновки и конструктивной безопасности, слушают лекционные курсы и выполняют задания в области «Эргономики средств транспорта» и познают особенности 3D проектирования и виртуального прототипирования, обучаются специфике изобразительных средств цифровых технологий дизайна, области Экодизайна, знакомятся с мировой историей дизайна автомобиля, авиации и судостроения. В летнее время студенты проходят практику в дизайн студиях Российской Федерации: НАМИ, МСЗ, Аэропроект, АвтоВАЗ, КАМАЗ, а также проходили её за рубежом: в Германии (Volkswagen), (Mazda), Италии (Alfa-Romeo, Lancia, Fiat ), (Engines Engineering s.p.a.), Швеции (Volvo), Франции (Citroen), (Renault) и Японии (Nissan).
Одной из реальных подпиток творческого потенциала кафедры служит ее участие в конкурсах дизайна. В 1999 г. преподавательский коллектив кафедры был удостоен российской национального премии «Виктория» в номинации «Дизайн педагогика». В 2000 году конкурсные и дипломные работы кафедры были отмечены Дипломом Союза дизайнеров России на «Мотор Шоу» (MIMS 2000), а в 2000 и 2002 году работы студентов кафедры экспонировались на Автомобильных салонах Парижа и Детройта. Зимой 2002 года кафедра была удостоена Приза мэра Москвы за вклад в развитие промышленного дизайна. О высоком потенциале профессии свидетельствует также и достаточно качественная продукция негосударственных российских дизайн студий, выполненная нашими выпускниками, которая регулярно появляется на внутреннем рынке дизайнерских услуг, на мировых авиа, автошоу и салонах. Сегодня среди преподавателей кафедры – Почётный академик Российской Академии Художеств, академик Национальной Академии Дизайна. Лауреат Государственной премии в области изобразительного искусства и Международной премии в области инновационного дизайна – «Red Dot».
Выпускники кафедры работают в НАМИ по программе создания различных средств транспорта программы «Кортеж», ПАО КАМАЗ, на зарубежных фирмах Audi, Citroen, BMW, GM, Mercedes-Benz, Peugeot, Nissan, Mazda, Engenes Engeneering, Augusta и Ducatti.