Кафедра художественной керамики
Первые керамические мастерские в Строгановском училище были открыты в 1867 году, а концу ХIХ – началу ХХ века с постепенным развитием отделения керамики они превратились в один из главных центров художественной керамики наряду с Абрамцево и Талашкино. Свидетельством высокого качества профессионализма выпускаемых мастеров стали награды и дипломы, полученные на Российских и Всемирных выставках. Этот период характеризовался развитием и творческой переработкой национального стиля в декоративно-прикладном искусстве, влиянием эпохи модерна, наметившейся еще в конце ХIХ столетия тенденцией развития керамики как самостоятельного вида декоративного искусства.
После Октябрьской революции, в 1918 году Строгановское училище было преобразовано в «Первые Свободные государственные художественные мастерские», затем, в 1920 году, на их базе был организован ВХУТЕМАС, реорганизованный в 1928 году в Высший художественно-технический институт – ВХУТЕИН. Творческий эксперимент авангардистов лег в основу аналитического исследования художественной формы, что полностью изменило подход к художественной педагогике и задачам подготовки художественных кадров для промышленности. Мастеров, промышленных художников-керамистов высшей квалификации, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования теперь готовили на керамическом факультете (керфаке) ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа, созданном по инициативе профессора А.В. Филиппова. Здесь учились и преподавали такие выдающиеся мастера, как В.Е. Татлин, П.Ж. Кожин, А.Г. Сотников и др.
В 1925 году в Париже на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности ВХУТЕМАС был удостоен международного признания и наград за новые методы, программы и учебно-экспериментальные работы студентов, что поставило его в число первоклассных учебных заведений того времени, таких, как знаменитый «Баухауз».
К сожалению, расформирование в 1930 году ВХУТЕИНа на профильные институты (Архитектурный, Художественный (ныне им. Сурикова), Полиграфический, Текстильный) оставило керамику без основной базы и начавшим обучение пришлось доучиваться в Государственном экспериментальном институте силикатов.
Возрождение «Строгановки» совпало с завершением второй мировой, Великой Отечественной Войны, когда в феврале 1945 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было решено воссоздать Строгановское училище под названием «Московское Высшее Художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)» с его старейшими специальностями, в том числе с направлением декоративно-архитектурной керамики. В 1957 году по приказу Министерства высшего и среднего образования возобновила работу Кафедра керамики и стекла. Для преподавания на кафедре были привлечены такие известные художники и педагоги как В.А. Ватагин, Г.А. Антонова, П.М. Кожин, С.М. Бескинская, Н.С. Селезнев, М.Л. Нестеренко, В.П. Статун, Н.И. Левицкая, А.Г. Ланцетти, З.С. Федорова.
Первым заведующим кафедрой (1958-1965) был В.А. Васильев — замечательный художник, прививавший студентам живописную культуру. На этом посту его сменил Г.Е. Лукич (1966-1981), технолог, автор учебников по конструированию керамики. Затем (1982-2002) кафедру возглавлял кандидат искусствоведения, профессор Ю.П. Сергеев — многогранный художник и прекрасный организатор. В разные годы на кафедре преподавали А.М. Белашов, Б.Е. Калита, И.Е. Лоладзе, В.А. Малолетков, Т.П. Шабанова, Татьяна Обухова, Марина Прибылова, Владимир Петров, и др. В эти годы обучение искусству керамики вели на высоком уровне, сохраняя как традиционный подход, так и развивая у молодых художников чувство современной формы, особенно в станковой и студийной керамике.
В 2002 году на базе кафедры керамики и стекла были созданы две самостоятельные кафедры художественной керамики и художественного стекла. Обновлённую кафедру керамики с первых дней возглавляла кандидат искусствоведения, профессор, член МОСХ А.Л. Удальцова.
Сегодня художественная керамика переживает яркий период расцвета и является не только прикладным ремеслом, но и полноправным медиумом актуального современного искусства, неразрывно связанного с общемировой художественной проблематикой. Эти тенденции находят отражение и в подходе к организации учебного процесса на кафедре.
Программа обучения бакалавриата базируется на традиционной академической школе и отличается преемственностью и сохранением уникальных заданий, выработанных в мастерских ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, основанных на аналитическом исследовании художественной формы, совмещении художественных и утилитарных задач. Тесная связь теоретических, художественно-проектных и практических занятий в производственных мастерских позволяет студентам овладеть всем спектром профессиональных навыков, необходимых для успешной работы в области студийной или функциональной керамики, малой пластики, а также архитектурной керамики. Включение в программу изучения применения компьютерных технологий в декоративном искусстве позволяет идти в ногу со временем, используя при проектировании приёмы 3-D моделирования и визуализации.
В магистратуре большое внимание уделяется научному исследованию актуальных тенденций развития современного искусства керамики и работе над индивидуальными творческими проектами.
Успешность усвоения профессиональных навыков закрепляется на производственной практике на крупных промышленных предприятиях (например, по производству керамической плитки), на керамических заводах и в частных мастерских, вновь воссоздаваемых ремесленных производствах, арт-резиденциях. Многие работы студентов, выполненные в материале, пополняют музейные коллекции, становятся частью общественных интерьеров; удачные проекты запускаются в производство. Студенты и преподаватели кафедры активно участвуют в различных международных, всероссийских и региональных выставках, конкурсах, симпозиумах и фестивалях, в культурно и социально значимых проектах, например:
- «Интродукция. Поиск современного диалога с традицией» во Всероссийском Музее Декоративного искусства, Москва;
- «Выпуск», медиацентр Зарядье, Москва;
- «О необычном заказе Петра I в Китай», Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Республика Татарстан, Свияжск.
- Международный фестиваль «Художественная керамика», Гжель;
- Проекты «Инвазия», «Внутри контура» - в Государственном Дарвиновском музее, Москва;
- Арт Москва – выставка-дайджест современного и классического искусства России;
Кроме того, преподаватели и студенты кафедры – неоднократные лауреаты и постоянные участники биеннале лучших образцов российского предметного дизайна «Придумано и сделано в России» Всероссийского Музея Декоративного искусства; тематических проектов Объединения «Выставочные Залы Москвы»: галереи Граунд Песчаная, Ростокино, Богородское, и др.
В 2017 году на кафедре открылось отделение магистратуры «Реставрация художественной керамики», где студенты осваивают различные направления реставрации керамики: очистку и консервацию, музейную и научную реставрацию, воссоздание утрат и реконструкцию. Производственную практику магистры проходят в музеях и на исторических архитектурных объектах, дипломные работы посвящены таким значимым темам, как, например, реставрация керамического декора Московского метрополитена; реставрация керамического декора Иосифо-Волоколамского монастыря; применение современных технологий трёхмерного моделирования, 3д-сканирования и прототипирования в реставрации архитектурной керамики на примере элементов керамического декора портала здания Императорского Строгановского Училища на Рождественке (ныне МАРХИ); и др.
Помимо форм традиционного высшего очного образования кафедра принимает активное участие в реализации программ системы дополнительного образования: подготовительные курсы «Композиция»; курсы профпереподготовки по специальности «Художественная керамика»; курсы повышения квалификации и общеразвивающие курсы для взрослых «Основы формования и декорирования художественной керамики» (2 мес.), «Проектирование в художественной керамике», «Основы композиции в керамике», «Основы производственного мастерства», «Материаловедение и современные технологии в керамике», «Керамическая декоративная скульптура».