Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Советский плакат военных лет

Советский плакат военных лет

Советский плакат военных лет

А.А.Ушакова, студента кафедры Художественного металла

 

Советские политические плакаты времен Второй Мировой войны приобрели особую значимость и актуальность. Великая Отечественная война была огромной трагедией для общества. Люди как никогда нуждались в поддержке, в надежде, вере в победу, и кто как ни газеты, радио, плакаты, могли помочь обществу, поддержать, направить. Советская пресса призывала не впадать в отчаяние, не проявлять малодушия, но и не допускать легкомыслия в оценке гитлеровской армии. Журналисты подробно освещали военные события и героический подъем советского народа, его морально-политическое единство. Это стало основой, на которой взросло советское искусство времени отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли художников-плакатистов, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства. Плакат военного времени несомненно является оружием воздействия на массовое сознание.

В плакате всегда ставятся конкретные цели и задачи агитации, призыва, воздействия на людей. Плакат имеет свои особенности жанра: масштабность (плакат должен быть виден на расстоянии), понятность, обладает литературными свойствами (такими как метафора и т.д). Самой главную роль в плакате имеет шрифт. Шрифт должен быть крупным, выразительным, олицетворяющим саму идею плаката. Плакат сочетает в себе два качества: точность, лаконичность и строгость (что характерно для науки) и образность, выразительность, метафоричность (что свойственно искусству).

Композиционная целостность плаката, одна из главных проблем этого жанра. Это связано с делением средств на: выразительные и изобразительные. Выразительные использую знаковую и символическую систему ,а изобразительные «действительность жизни».

Главная задача художника-плакатиста: удержать внимания зрителя. Однако она лишь первоначальная. В.Корецкий с достаточным основанием говорит о бессмысленности применения в плакате различных формалистических ухищрений, не связанных с содержанием, например, «пятна ради пятна».

Особое распространение плакат получил в годы Великой Отечественной войны. В те годы печатать газеты было совершенно некогда, не было средств, и газеты заменили плакатами. Плакат был емок, лаконичен, и нес в себе необходимую информацию. В искусстве советского плаката преобладало множество тем, таких как: ВОЙНА, АВИЦИЯ, ОБРАЗ МУЖЧИНЫ, ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ, КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ, ДРУЖБА И СОЛИДАРНОСТЬ, СЕМЬЯ И ДЕТИ, ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА и т.д.

Плакатное производство создавалось на основе «коллективизации художественного труда». Плакат-воплощение эпохи времени СССР. Среди основных причин того, что плакат выдвигается на лидирующие позиции в системе изобразительного искусства – массовость охвата аудитории. Стремление максимально экспансии в социальном пространстве вынуждает плакат к поискам новых медийных и художественных форм.

Война-это не только боевые действия между армиями. Война - идеологическая битва. Одерживая победу над врагом, мы победили его не только физически, но и разгромили морально. Великая Отечественная война вызвала новый подъем боевого искусства. Буквально на второй день войны вышли плакаты Н.Долгорукова, В.Иванова и др. Плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага" был выпущен 23 июня 1941 года. В ряды плакатистов встали многие ведущие советские художники, в том числе Д. Шмаринов, В.Серов, А.Пластов.

Плакат периода начала войны, пронизан траурностью и ненавистью к врагу. Плакат требовал возмездия, защиты родины. Всем известный плакат «Родина-мать зовет» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги. После перелома в ходе войны меняется и настроение, и звучание плаката. Советский художник B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом и народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944), где в образе героя легко узнается Василий Теркин.

В годы войны в нашей стране появился проект «ОКНА ТАСС» - плакаты, изображающие в сатирической или патриотической форме наиболее актуальные события. Коллектив «ОКНА ТАСС», был организован на второй день после войны. Мастерская же находилась на улице Кузнецкий мост. Первый плакат был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем они выпускались каждый день.

В самые первые дни войны появился плакат «Родина-мать зовет !», плакат разошелся миллионным тиражом. В этом плакате, художник показал народу родину, в виде образа простой русской женщины, которая призывает нас к единству, и к защите. В этом плакате используется призывающий, указывающий на зрителя жест, а само лицо женщины взволнованное.

Последствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!", изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдатов-фронтовиков, текст к плакату написал С.Маршак. Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина "За Родину.

В послевоенные годы темой плакатов стал призыв к миру, доброте, и единству, за дружбу между народами. Лучшие мастера киноплаката — В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский, И Хазановский и другие — отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины.

Советские плакаты времен Великой Отечественной Войны приобрели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на человеческих чувствах: гневе, ярости и стремлении к победе. В плакатах неоднократно изображались национальные герои, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом.

Таким образом, плакаты помогают более образно представить историю второй мировой войны. Концепция советского военного плаката, как средства пропаганды, базировалась на патриотизме, уверенности в победе и сатире.