Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Тема Победы в Великой Отечественной войне в отечественном искусстве

Тема Победы в Великой Отечественной войне в отечественном искусстве

Тема Победы в Великой Отечественной войне в отечественном искусстве

А.М. Пономарева, студентка кафедры Промышленный дизайн

 

Какое счастье, что мы дети, которые родились в 20 веке, не знаем, что такое война. Становится страшно не только от происходящего в этот сложный период, но и от слова – война. Огромное количество ни в чем неповинных солдат и простых людей унесла она, но подвиги погибших всегда останутся в людской памяти. Об этих страшных событиях людям всегда будут напоминать художники, скульпторы, певцы, режиссеры, писатели, и все люди, которые своим искусством помогали народу в смертельной схватке с врагом. Как и весь народ, люди искусства с самого начала и до конца войны проявляли патриотизм и выражали его в своем творчестве.                                                                              

Великая Отечественная война началась в 1941 году и закончилась в 1945 году нашей победой. Про трагическое начало войны и про сообщение о победе по трансляции сообщил людям голос диктора Юрия Левитана. Голос этого человека забыть невозможно, его знают даже многие дети нашего времени, не говоря уже о людях старшего поколения, которые диктора Юрия Левитана называют «Голосом Эпохи». Воевавшие и дошедшие до праздника Победы присвоили ему титул «Голос Победы». За годы Великой Отечественной войны он прочитал более 2000 сводок с линий фронта, более 120 экстренных сообщений. Во всех его передачах, его голос как бы говорил: «Наше дело правое — мы победим». Голос Левитана, его интонация внушали людям надежду, заставляли их не сдаваться, не бояться врага и верить в победу. [1, 1-100]

Во время войны для мобилизации вооруженных сил, для поддержания духа простого народа необходимы были различные пропагандистские технологии. Одной из неотъемлемой частью были художники — пропагандисты, которые превратили свое искусство в оружие против врага, и оно было не менее опасным, чем настоящее. В осажденном Ленинграде эти художники выпускали журнал «Боевой карандаш», где в качестве плакатных рисунков были использованы литографические эстампы, зарисовки карандашом. Исполненные в сатирической форме, они были вывешены на Невском проспекте и отражали мужество и силу духа.              

В военные годы плакаты прежде других видов искусства реагировали на происходящее. Особенно это было заметно в первые два года войны, когда они имели драматическое и даже трагическое звучание. Так плакат «Родина – мать зовет», который знают многие, был создан в 1941 г. художником Ираклием Тоидзе. Этот образ призывал людей к необходимым действиям, помогал им преодолевать невзгоды и оказывать   большое сопротивление подлым захватчикам. Также известен плакат Виктора Корецкого «Будь героем». В 1941 году этот плакат расклеивался вдоль улиц в Москве, по которым шли колонны мобилизованных. А плакат Серова «Наше дело правое – победа будет за нами», вел в бой защитников Ленинграда.  [ 2, 1-85].   Плакаты военного времени являлись и являются оригинальными художественными произведениями, а в наше время представляют собой подлинные исторические документы.

Одновременно с художниками – плакатистами за годы войны выросло много художников, талант которых звучал в их изобразительных полотнах военного времени. Великая Отечественная война открыла для них большие темы к созданию этих исторических материалов. Все они работали в трудных условиях, но, несмотря на это, художниками были созданы произведения, которые правдиво отражали героизм людей против фашизма. В Государственной Третьяковской галереи находиться картина «Мать партизана», написанная С.В. Герасимовым с 1943 – 1950 гг. В картине отображен образ всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей. Во время войны газеты и радио постоянно сообщали о героизме советских людей, поэтому картина Герасимова смотрелась естественно, в духе времени, и как бы говорила – «Нас не сломить».

Несмотря на то, что в стране бушевала война, в городах продолжали работать музеи, проводились выставки.  Именно они помогали людям, придавали им силы, а художники продолжали работать и вдохновлять людей к победе. А.А. Дейнека начал писать свою знаменитую картину «Оборона Севастополя» в 1942 г. будучи в районе боевых действий под г. Юхнов. Картина является как бы эпизодом боевого сражения, где запечатлен подвиг советских моряков при обороне Севастополя.

Во все времена самые лучшие и талантливые художники отдавали дань жанру пейзажа. Даже, если на картине была изображена военная тематика, пейзаж играл роль фона, и показывал где, когда и в какое время происходило то или иное событие.  Это наглядно показано еще в одной картине Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941», где пейзаж говорит о том, какая страшная угроза нависла над городом, а стальные ежи защищая его как бы дают понять о его неприступности.

Военная тема ожесточенно прошла в серии картин многих Ленинградских художников. Они были частью народа, и в полную силу осознавали, какое тяжелое голодное время досталось жителям города. В 1943 году группой художников под начало художника – живописца, пейзажиста и монументалиста А.А. Казанцева была написана большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», в которой торжество победы было неоспоримо. Картина была написана сразу после прорыва блокады, когда людская память не могла забыть ни горечь, ни потери, ни утраты.

Многие Ленинградские художники ни на один день не прекращали работу. В своих картинах они рассказывали о мужестве, силе воли людей, которые героически переносили всю тяжесть жизни в осажденном городе. Об этом свидетельствуют написанные картины, такие как: «Клятва балтийцев» Мыльникова, «Письмо с фронта» А.И. Лактионова, «Отдых после боя» Ю.М. Непринцева и многие другие полотна.  [3, 1-200c].

Существует такое понятие, как искусство радио во время войны, которое особенно сильно зарекомендовало себя в блокадном Ленинграде. Радио было «нитью жизни» для граждан и старалось выполнять не только художественные, но и политические требования в своих передачах. Эти передачи транслировались не только в осажденном городе, но и проходили на Большую землю. Их задачей было выполнение своего нравственного, культурного и пропагандистского долга. Для вдохновения граждан люди искусства старались в полную силу. Ольга Бергольц была олицетворением радиоголоса города-фронта. Ее выступление было наполнено любовью к своему разрушенному Ленинграду, наполнено бесконечной верой к тому, что город не погибнет, что он будет краше прежнего, также как и его жители. [4] И как большое значение в значимости «радио-жизнь» была трансляция 9 августа 1942 года знаменитой Седьмой симфонии Д. Шостаковича, которая получила название «Ленинградской». «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» сказал музыкант. [5, 100-300]. В живую исполнение симфонии проходило в Ленинградском зале филармонии, и оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слез. Безусловно это нашло отражение в вере в победу и безграничную любовь к своему городу и стране.

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только художники, но и мастера скульптуры. Доблестным воинам и неутомимым труженикам было посвящено огромное количество памятников, скульптур, мемориалов, которые не могут не восхищать своим величием. В декабре 1966 года, когда отмечалось 25-летие разгрома фашистских войск под Москвой, у древней Кремлевской стены, в Александровском саду, были погребены останки Неизвестного солдата, павшего смертью храбрых при защите столицы. На этом месте архитекторами Бурдиным, Климовым, Рабаевым был создан архитектурный ансамбль, который представляет собой память ко всем павшим. Именно к нему в День Победы люди несут цветы и склоняют головы. Южнее, вдоль кремлевской стены располагаются кварцевые блоки, посвященные памяти победы очень многим городам – героям. Среди них Брестская крепость и Сталинград.  Воздвигнутые и посвященные победе памятники в этих городах, не могут не восхищать, и не позволяют забывать, какой ценой нам досталась победа.  22 июня 1941 года – начало войны. Именно Брестская крепость одной из первых взяла на себя отвагу по защите Родины. В честь памяти и огромного стремления к Победе, на территории крепости в 1971 году был открыт мемориал, над которым работал коллектив архитекторов и скульпторов, где главными художественными руководителями были народные художники – скульпторы Кибальников и Бембель. [6, 1-200c.] Центром ансамбля является главный монумент «Мужество» в образе погрудной скульптуры воина, лицо которого обращено на запад. Смотря на него, так и хочется сказать: «Враг не пройдет, победа будет за нами».

В наше время Вечный огонь горит у мемориала Победы в Волгограде. Сооружение монумента началось в мае 1959 года. Проект Мамаева кургана разрабатывал коллектив скульпторов и архитекторов под руководством В. Вучетича.  В 2007 году канал Россия совместно с газетой «Известия» провели конкурс «7 чудес России», где именно Мамаев курган стал одним из победителей конкурса  вместе с  монументом  Родина – мать. Тема образа Родины – матери и после войны стала одной из самых распространенных образов в призыве к победе. Подойдя к этому памятнику приходит осознание того, что выражение: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет» очень актульно, и это не просто громкие слова. Это слова, которые характеризует стремление наших людей к победе, независимости и миру.

Невозможно забыть самое ожесточенное сражение в Великой Отечественной войне под названием «Курская битва». Она длилась в течении 49 дней, и являлась переходным периодом, в котором перевес сражений оказался на стороне Советской армии. Именно здесь недалеко от деревни Прохоровка в 1973 году к 30- летию победы был открыт комплекс «В честь героев Курской битвы». Авторами проекта являются архитектор Боженко, художники Гребенюк и Казак.

Несмотря на все свои достижения, ХХ век был веком великой трагедии, которая называлась Великая Отечественная. Для того чтобы люди не ощущали эту трагическую ситуацию, для солдат на фронтах и для простых людей тыла создавались концертные и театральные фронтовые группы, и бригады. Только в одной Москве их было создано большое количество, но и они не могли полностью обслужить Красную Армию. В связи с этим в 1942 году начали активно создавать фронтовые театры. В состав этих театров входили представители самых разнообразных жанров: чтецы, вокалисты, певцы, артисты балета. Их репертуар должен был быть доходчивым для фронтового зрителя, так как полученные после выступлений мысли, чувства и надежды помогали бойцам в боях к приближению победы. Число зрителей на военных концертах исчислялось тысячами, поэтому выступления проходили в госпиталях, санитарных поездах, на открытом воздухе. Поэзия и проза военного времени также воодушевляли воевавших людей и людей тыла на новые боевые и трудовые подвиги, которые приближали всех к победе.  «Они сражались за Родину» М. Шолохова (1942 – 1944), «Василий Теркин» Твардовского (1941–1945), «Молодая гвардия» Фадеева (1941–1943), повести Гайдара, это только часть великих военных произведений.  Большая их часть представляли из себя сюжеты для художественных фильмов времен войны.  Это были фильмы, которые помогали людям отвлечься от ужасов войны, поднимали дух, вселяли надежду и веру. Фильмы: «Парень из нашего города» (1942) где герой успешно проводит советские танки на прорыв вражеского кольца, «Жди меня» (1943), где рассказывается о фронтовой дружбе и бесконечной любви. Эти фильмы были созданы по пьесам русского советского писателя К. Симонова который писал свои произведения будучи военным корреспондентом на фронте. Эти и другие фильмы военного времени все смотрели по нескольку раз, ведь они укрепляли веру в победу. После войны фильмы военной тематики продолжали снимать самые известные российские кинорежиссеры. Для послевоенного поколения большое значение имели такие картины как: «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Молодая гвардия», «Живые и мертвые», «Они сражались за Родину» и многие другие.  Но, несмотря на то, что война давно закончилась и мы отмечаем 9 мая   70 лет со дня победы, фильмы о войне снимаются и будут сниматься, так как тема Великой Отечественной войны всегда была и будет актуальна. [7, http://www.otvoyna.ru/kino.htm]

Изо дня в день трудились работники искусства в своих мастерских, на фронтах, в тылу. Они вместе со всем народом поднялись на борьбу с врагом. Лозунг «Все для фронта, все для победы», — эти слова   стали для всех девизом жизни. Все свое творчество творческие люди подчинили интересам защиты Родины. Они вносили в умы народа чувства патриотизма, высокого нравственного долга, звали к победе