Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Подвиг советского человека в графике Сергея Васильевича Герасимова

Подвиг советского человека в графике Сергея Васильевича Герасимова

Подвиг советского человека в графике Сергея Васильевича Герасимова

Ю.М. Утюгова, студентка кафедры Художественной керамики

 

Военные годы, безусловно, принесли неисчисляемое количество боли, страданий, разрушений. Эти чувства пронизывали воздух, города, народы. Конечно же, это не могло не повлиять на искусство, важную роль в котором играют эмоции. Литература, рисунок, живопись наполнили произведения, связанные с героическими поступками военных, веру в победу, ненависть к войне, и её ужасным последствиям. В годы войны и последующие годы создавались невероятной силы произведения искусства. Трагедия войны, ярое противостояние фашизму, подвиг героев отечества в больших количествах были запечатлены художниками, оказавшимися в этих ужасных событиях.

Одним их таких художников был Сергей Васильевич Герасимов.

Известный русский советский художник С.В. Герасимов родился 26 сентября 1885 года в старинном городе Можайске в семье кусторя-кожевиника. В семье малограмотный отец прививал детям интерес к творчеству: дома всегда были карандаши, акварель и т.п., все четыре сына рисовали. Не удивительно поэтому, что еще в детстве Сергей Герасимов решил стать художником. В 1901 году он поступает в Строгановское училище на декоративное отделение, после окончания в 1907 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, среди его преподавателей К.А. Коровин, С.В. Иванов, В.А. Серов. Училище он закончил в 1912 году в звании художника первой степени. Любил рисовать провинцию (Новгород. Псков, Суздаль, Владимир…), простые композиции из жизни народа (главным образом – крестьян), пейзажи средне русской земли. С 1914 по 1917 г. г. воевал на фронте, откуда вернулся в Москву. Работы Герасимова начинают появляться на выставках, он иллюстрирует книги, преподает в Государственной школе печатного дела. К 30-м годам появляются идеологические полотна в духе социалистического реализма, портреты вождей революции. В 1931 году получил звание профессора. Его помпезные работы долгое время заслоняли пейзажи, а ведь они удивительно поэтичны, гармоничны. Мастер писал: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Художник П.Д. Корин высказывался о Герасимове: «Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт». 

Сегодня из крупных, идеологических работ, вспоминают главным образом «Мать партизана». Работа написана в годы войны (1943 г), частично переработана в 1949-50 годах, находится в Третьяковской картинной галереи. 

В начале Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Герасимов был эвакуирован в Самарканд. Время было тяжелое, в свободное от преподавания и хозяйства (он работал на огороде) время он рисовал и писал красками.  Подготовительные этюды к картине «Мать партизана» художник выполнил в 1942 году. Замысел претерпел изменения: первоначально планировалась небольшая композиция с зимним пейзажем, немец выглядел карикатурно. В 1943 году наступление немцев было остановлено, на всех фронтах захватчики встречали сопротивление народа. В тылу врага на оккупированных территориях ширилось партизанское движение. Художник изобразил наведение «нового порядка» в захваченной русской деревне. Знойный жаркий день. Земля сухая, выжженная, без травинки, без какой-либо зелени, воздух, насыщенный гарью и черным дымом, весь этот пейзаж сожженной деревни подчеркивают тяжесть момента. Детали скупо и точно подчеркивают драматичность ситуации: группа людей, окруженная конными карателями, связанный парень, труп человека справа, босые и серые ноги которого сразу привлекают внимание и напоминают о смерти, являющейся здесь и сейчас ощущаемой реальностью, главным судьёй жизни. На переднем плане вырисованы лишь две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и фашист, который указывает на связанного парня. Русская крестьянка, мать партизана, и фашист противостоят друг другу в немом диалоге, в единоборстве добра и зла, в котором моральная победа остается на стороне русской женщине. Художник крупными, мощными мазками лепит ее крепкие босые ноги, грубую домотканую ткань ее юбки и рубахи, сжатую в кулаки тяжелые трудовые руки. Женщина стоит с высоко поднятой головой, бесстрашен ее взгляд – ничто уже не может напугать ее и склониться перед врагом, ни близкая потеря сына, ни собственная гибель. Ее лицо выражает страдание гордого, мужественного человека, внутреннюю силу, превосходство над врагом. Образ фашиста лишен индивидуальности. Его фигура покачивается на кривых ногах, а хлыст повисает в воздухе.  Художник удачным поворотом головы выделил его низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего в облике проявляется нечто звериное. Глубина этого художественного открытия несгибаемой стойкости и силы русского народа становится более выразительной, так как художник не приуменьшает силу врага и не преувеличивает мощь главной героини. Босая, безоружная крестьянка с опущенными вдоль тела руками, пожилая женщина, она стоит перед врагом спокойно, и именно это спокойствие, ее распрямленная фигура, прямой, бесстрашный взгляд, выражают величие духа, нравственную победу. Как выразился сам художник: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Картина проникнута пафосом действия, призывом – не покоряться. Ее напряженность не оставляет места скорби.

Во время Великой Отечественной войны художник также написал картину «Восстание» Пугачева (писал с 1945 по 1955 гг.). В 40-е годы он знакомился с пугачевскими местами Оренбуржья, выполнил много зарисовок, которые стали основой значительного количества иллюстраций и легли в основу и картины "Восстание Пугачева". Картина изображает торжественный момент вступления Пугачева в крепость и его встречу с народом. Полотно заслуживает внимания тем, что автор изображает Пугачева в единстве с народом и не как крестьянского царя, принимающего поклонение или творящего суд над врагами, а как бесстрашного воина, идущего вместе со своим войском трудным и кровавым путем войны за народную правду. Лицо и одежда Пугачева в пыли и в поту, глаза запали. И бок о бок с ним — другие предводители и рядовые участники движения, нарисованные художником также тонко и психологически проникновенно.

У картины С.В. Герасимова на военную тему «Сын вернулся» (1947 г) (хранится в Оренбургском областном музее изобразительных искусств) сюжет прост, в ней нет напряженного идеологического звучанию, в произведении отсутствует героизм, трагедия войны, не звучит подвиг победившего народа, она больше плакатная. Фигуры мастерски вписаны в пространство, очень красив пейзаж, с порыжевшей сухой травой на пригорке впереди, синими холодеющими далями за рекой, свежим, прохладным осенним воздухом. Кроста осенней природы оттеняет радость встречи.

«Основная и общая тема моих произведений — это жизнь народа моей Родины и ее история», — подчеркивал художник.

В 1958 году это произведение с несколькими иллюстрациями выставлялась в Брюсселе на Международной выставке, где он был награжден золотой медалью.

Библиография

1. В.В.Парамонов, С.М.Червонная. Советская живопись. М., Просвещение, 1981.

2. Подвигу 40 лет. М, Советский художник. 1985

3. Живописцы в боевом строю. Советское изобразительное искусство 1941-1945.

4.  В.И.Гапеева, Э.В.Кузнецова. Беседы о советских художниках. М.-Л., Просвещение, 1964.