Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Подвиг советского человека в графике художников военных лет

Подвиг советского человека в графике художников военных лет

Подвиг советского человека в графике художников военных лет

М.А.Серебрянникова, студентка кафедры Промышленный дизайн

 

Великая Отечественная Война стала для нового общественного социально-экономического строя серьезным испытанием, коренным, поворотным этапом всемирной истории.  Фашистская Германия навязала Советскому Союзу одну из самых жестоких воин. Путь советского народа к победе был чрезвычайно длителен и труден. Страна превратилась в единый военный лагерь. Люди проявили несгибаемую волю к победе над сильнейшей,  технически оснащенной и хорошо обученной армией противника. Война унесла за собой миллионы человеческих жизней, разделила и превратила в прах многие семьи, детей оставила сиротами и вдовами жен. Народ трудился как на фронте так и в тылу. Всеобщий патриотический подъем способствовал укреплению морально-политического единства и дружбы народов нашей страны.

Для современного человека Великая Отечественная война это часть истории его семьи , часть особенно важная и неотъемлемая. Прошлое крепко-накрепко связано с событиями того времени именно поэтому до сих пор тема войны с фашизмом является волнующей и актуальной в обществе.

Но даже в столь сложный период для нашей Родины, были творцы, сумевшие отразить подвиг советского человека. Эти люди и их достижения требуют пристального, всестороннего изучения. Советское искусство в годы Великой Отечественной войны поднимало моральный дух людей, способствовало окончательной победе.  Миссия художника была тяжкая суровая и ответственная — обеспечение духовной победы над врагом. Произведения искусства раскрывают не меркнущий в веках подвиг современного народа. На бой кровавый, грозный, ‹со страшной силой темною» поднялась вся страна. Исследовать, осмыслять, запечатлеть поведение, поступки, характер человека на войне, в самых экстремальных условиях - значит понять, как и почему сумел выстоять в неимоверно трудной борьбе, одолеть хитрого, злого, сильного и коварного врага. Грандиозность событий и беспрерывно менявшиеся ситуации захватывали творческое воображение художника. Он стремился отобрать из них наиболее важные характерные для данного момента. Здесь и батальные сцены сражений и отдельных эпизодов боя, и тяготы окопной жизни, и партизанские будни, и портреты героев только закончившегося боя, и неутомимая работа полевых штабов.

С помощью своего специфического оружия (карандашей, красок, блокнотов) они фиксировали для истории живые впечатления. Творческие достижения графиков военных лет значительны и принципиальны. Во всех видах искусства советские художники создали много интересного, поучительного, нового. Военно-бытовой рисунок получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Бывая в частях, соединениях, на кораблях Военно-Морского Флота, в партизанском тылу, постоянно делали натурные наброски, зарисовки, этюды. Историческое значение этих работ — в их подлинной документальности.

Одним из таких людей был Пахомов Алексей Федорович. Родился этот замечательный человек 1900 года в деревне Варламово, Вологодской губернии, в крестьянской семье.  Учился в школе а после в г.  Кадникове. После на общие деньги Кадниковской интеллигенции его отправили учиться в Петроград. В 1918 г в Петрограде 18-ти летним работал учителем рисования в школе.

«Война застала меня в моей деревне. Война грянула как неожиданное колоссальное горе и несчастье.  Мне кажется, в деревенской тиши особо остро чувствуется, да еще в дни когда природа пышно расцветает и все люди поглощены работой страшной поры. Плач и причитание там не скрыты за каменными стенами, их видишь на улице, слышишь из раскрытых окон». Люди собирали свои вещи и отправлялись в Ленинград, так и Алексей Федорович уехал из Кадинкова. В первые месяцы художник рисовал открытки и плакаты, но потом издательство эвакуировалось, пропала электроэнергия, начались налеты. «Я почувствовал острую потребность что-то сделать. Я стал ходить по городу, наблюдать. Зашел в больницу Эрисмана и сделал несколько рисунков. . Зашел в морг и был поражен: горы обнаженных трупов. «Там художник работал над изучением анатомии, делал наброски. Сделав серию набросков, А.Ф .Пахомов решил навестить детский сад. Тишиной встретили его стены этого знакомого здания. Детей было очень мало и разного возраста — их разместили в зале, где раньше проводились музыкальные занятия. Он сделал наброски которые потом легли в основу эстампа «Детсад в 1941 г.» Вскоре художнику предложили работу в институте переливания крови, там он сделал эстамп «Доноры».  «Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, мало стало прохожих». Алексей Федорович старался передать душевность в своих рисунках. Были сделаны работы такие как «В стационар» и «За водой». 

«Начав работу над темой «Салют 27 января 1944 г.» я хотел раскрыть ее не через декоративный показ световых эффектов, а через изображение радости людей, переживших блокаду».  В композиции «Для фронта» («Василий Васильевич») главный персонаж работает за станком, его фигура как и другие честно передает именно тот труд — подвиг детей и женщин в тылу. Выражение этого, еще детского лица запоминается на долго,  не по годам серьезный, сосредоточенный, Василий Васильевич у станка. «И я вижу в нем крепкий советский дух, не сломленный, не раздавленный,  он упорно движется навстречу нелегкой судьбе и преодолевает жизненные препятствия именно с таким строгим, непоколебимым и в тоже время детским невинным лицом».

«После снятия блокады наш город стал залечивать свои раны от снарядов и бомб, и этот труд прежде всего лег на плечи девушек МПВО. В блокаду эти девушки сливали свою кровь для раненых, дежурили на крышах, тушили "зажигалки", выносили раненых, раскапывали рухнувшие от бомб дома, обходили квартиры, вынося мертвецов, отвозили в стационар ослабевших от голода, убирали снег на улицах. . . . Кончилась блокада - и девушки МПВО стали каменщиками, штукатурами, кровельщиками, плотниками, монтерами».  Разве это не подвиг?! И вот началась работа над серией «В нашем городе»: «Раскрытие медного всадника», «Каменщицы», «На углу Мойки и Невского».

Алексей Федорович Пахомов - народный художник СССР (1971г) обладал талантом передать в графике истинный подвиг советского человека — выжить в столь трудные годы блокады Ленинграда. Каждый персонаж вызывает бурю эмоций, наталкивает на размышления о том, насколько сильной должна быть воля и выносливость чтобы выдержать натиск сильного немецкого противника.

Так же хотелось бы упомянуть такого художника как О.Г.Верейский – художник 20 века, работающий в жанре живописи и графики. Родился 20 августа 1915 года в поселке Аносово, на окраине Смоленской губернии. Оресту было суждено появиться на свет в семье художника Г.Верейского и его жены Е.Верейской, до 8 лет он жил в родном краю, но затем переехал в Ленинград. Именно там произошел переломный момент в жизни этого молодого человека, как художника. В 1936-1938 годах он был вольнослушателем академии художеств Ленинграда. По окончанию учебы О.Г.Верейский решает перебраться жить в столицу.

«Недавно был закончен институт и только начали определяться пути творчества. Но война внесла свои коррективы. Рисовал для газет Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. Такой вошла в мою память Великая Отечественная война: фронтовые дороги Смоленщины, редакция "Красноармейской правды" , дружба с А.Т.Твардовским ,  работа над иллюстрациями к "Книге про бойца" (портрет Василия Теркина)». Цикл рисунков к поэме «Василий Теркин» был выполнен в основном на протяжении военных лет и целиком связан с наблюдениями и переживаниями художника в эту пору. Героизм и патриотизм обыкновенного простого русского человека виден в иллюстрациях к этому литературному произведению. Фронтовые работы О.Г.Верейского отличаются цельностью, обобщением видения натуры, но при этом он не пренебрегает деталями.

Даже в самые тяжелые годы в Москве продолжали проводить выставки раскрывающие тему героизма советского народа, вселяющие надежду и веру в победу. Одной из первых экспозиций явилась выставка, организованная в Государственной Третьяковской галереи в помещении Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко уже в ноябре 1941г. В 1942 г. в здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве ‹Работы Московских художников в дни Великой Отечественной войны».  О.Г.Верейский так же участвовал в ней (работы «В немецком штабе», «Английский налет»). Данная выставка вызвала у посетителей большой интерес, среди которых было много военнослужащих, получила множество благодарных отзывов, о ней сообщалось в печати. Она информировала широкую общественность о событиях первого периода войны, показывала несгибаемость мужество и патриотизм, укрепляла смелость и решимость советских людей. Подобные выставки устраивались во многих городах России (Новосибирске, Барнауле, Омске, Томске, Иркутске) и главную роль в них всегда играли работы, выполненные художниками за первые полтора года Великой Отечественной войны. Год за годом художественная жизнь набирала силу.Она проходила в едином русле, определялась едиными задачами, которые решались партией,  государством и народом в годы войны.

Всего по общим данным на территории РСФСР за годы войны было организовано более 400 крупных художественных выставок.

Среди художников-графиков, запечатлевших образы войны стоит упомянуть Л.В.Сойфертиса («Некогда!» Из серии «Оборона Севастополя» 1941-1942); Г.Н.Петрова («Подвиг трех балт-моряков» 1942); В.А.Серова (сериия «На защиту Ленинграда» 1942); Н. Н.Жукова («Минута Молчания»1942); Б.И.Пророкова («Это не должно повториться»); Ю.М.Напринцева («Ленинградцы»); С.Б.Юдовина (серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» 1942).

В первую военную зиму установилась крепкая связь художников с партизанами Ленинградской области. Штаб партизанского движения располагал несколькими оперативными базами на не оккупированной фашистами территории. Сюда к ним приезжали художники. По указанию Ленинградского обкома партии и Штаба партизанского движения они должны были собирать информацию о борьбе и быте партизан, создавать портреты людей ведущих Народную войну. Таковы произведения И.Серебряного. «Партизаны-лесгафтовцы после боевой операции»,  В.Курдова — серия литографий «По дорогам войны» (переправа через реку Сороть 1945, поход партизан 1943) и другие. 23 ноября 1943 года Первая выставка работ художников Ленинградского фронта была показана в Москве, в Центральном доме Красной Армии.

Графика военных лет показывает, как художник стремился схватить общее, не успевая те или иные детали, порой весьма существенные.  Такой была суровая объективная реальность. Воочию убеждаешься в стремлении художника увидеть самое главное: предельно точно зафиксировать ситуацию, обстановку, типаж и по возможности передать психологическое состояние людей.  Естественно, художник всегда исходил из своего жизненного и творческого опыта, следовал своему индивидуальному видению, восприятию действительности. Уже в силу этого натурально военно-бытовой рисунок никак нельзя уподоблять фотографии ибо в нем всегда находил отражение тот или иной неповторимый жизненный факт, пропущенный через сознание художника.

Фронтовой рисунок был, является навсегда останется историко-художественным свидетельством эпохи, добротной документальной основой для действующих и грядущих поколений художников.