Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Военные художники студии имени Грекова

Военные художники студии имени Грекова

Военные художники студии имени Грекова

Автор: Е.С. Садовская, студентка кафедры Промышленный дизайн

 

Профессия военного художника удивительно редка, многообразна и порой на нее возлагается колоссальная ответственность просвещения, морально-психологической поддержки, запечатления исторических событий и восхваления подвигов и духа воинской славы. Военные художники являются рупорами патриотизма, несут знамя изобразительного искусства в массы во всех проявлениях. Благодаря работам именно военных художников доблесть и слава о подвигах и боевых заслугах солдат получила массовую популяризацию и стала достоянием не только мировой общественности, но и мира высокого искусства.

Исключительно важную роль военные художники сыграли в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда поддержка боевого духа являлась ключевым стимулом, двигателем военных сил к победе. Студия военных художников имени М.Б. Грекова открыла свои двери за семь лет до начала военных действий в конце 1934 г., в крайне важный для истории России период, собрав уникальный творческий коллектив художников, скульпторов и графиков.

Студия была названа в память о Митрофане Павловиче Мартыщенко, более известного под именем  Митрофана Борисовича Грекова, легендарном мастере батальной живописи и основателе советского батального жарна. Греков родился в казачьей семье, обучался живописи в Одесском художественном училище, затем продолжил обучение в Петербургской академии художества, где обучался у И.Е. Репина и Ф.А. Рубо классике батального жарна. Именно второе образование дало существенный импульс к реализму работ будущих грековцев. Уже впоследствии во многих работах отмечалось, что базовая концепция произведений грековцев максимально приближена к творческому методу реализма [1. с.75], который просматриваемся во всех поколениях грековцев [3. c.146, c.314-330]. Яркими примерами своих работ поколения грековцев принимали участие в создании традиций русского реалистического искусства, связь которых можно проследить и в работах представителей классического русского реализма, например И.Е. Репина, А.Е. Архипова, В. Г. Перова, В.И. Суриков, В.В. Верещагин и многих других.

В Первую мировую войну Греков был на фронте, который послужил почвой для написания существенного количества работ в формате художественных графических зарисовок. Затем, уже в Гражданской войне, Греков служил добровольцем в составе Красной армии, откуда привез множество работ о подвигах Первой конной армии Буденного. После активного участие в военный действиях Греков продолжил профессионально трудиться во благо Родине в области изобразительного искусства, что привело к появлению таких знаменитых работ как «Замерзшие казаки генерала Павлова» (1927 г.), «Конармейская тачанка» (1933 г.), «Трубачи Первой Конной» (1934 г.) и многие другие, вплоть до 27 ноября 1934 г. Работы Грекова хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и являются достоянием искусства РФ.

К сожалению Греков не застал период расцвета военных художников и массивной популяризации их творчества. Однако Греков, как основоположник батального жанра, задал определенный стиль и темп для развития военных изобразительных искусств. В начале своего пути студия Грекова объединяла самодеятельных армейских художников и носила исключительно учебно-образовательный характер, пройдя путь от подразделения отдельной кавалерийской бригады до попечительства от Главного политического управления Советской Армии и ВМФ. Но не смотря на политические пертурбации и изменении управляющей организации, студия имени Грекова была призвана запечатлять и отображать славу отечественного оружия и доблесть русских воинов. В периоды Великой Отечественной войны актуальность работ грековцев существенно возросла, воцарившись знаменем над просторами Союза Советских Социалистических Республик. В это промежуток времени профиль студии был изменен и стал творческим объединением профессиональных художников, каждый из которых внес существенный вклад в истории формирования российского военного художественного искусства. 

Работы художников студии Грекова носят по большей мере документальный характер, ввиду преемственности реализма, и популярны в настоящее время.  В наши дни студия военных художников является государственной творческой организацией Министерства Обороны РФ, в нее входит около тридцати мастеров, каждый из которых был принял в Студию на конкурсной основе, и представляет собой яркую творческую личность и профессионала своего дела. Удивительной особенностью сформировавшегося коллектива является тот факт, что все художники объединены идеей служения искусством Отечеству, истории армии и народа, подобно военным служащим. Именно это отличительное качество было унаследовано у М.Б. Грекова, который совмещал службу в регулярной армии с художественным делом, и пронесено через декады лет в современность.

Периметр работ художников студии Грекова может быть разделен на четыре основные группы: историческое и современное батальное искусство (картины сражений, фронтовая графика, агитационные плакаты, панорамы, диаграммы, и скульптурные монументы); общественное искусство (портреты исторических персоналий, деятелей искусства, космонавтов, спортсменов, изображения исторических событий, армейских будней, военачальников, солдат и офицеров);  духовное искусство (росписи храмов, аллегорические образы); лирическая тематика (лирически образы, портреты, пейзажи, натюрморты, философские картины). Многообразие работ олицетворяет многоплановость и высочайший уровень одаренности творцов студии Грекова, а масштаб работ объясняет уровень проникновения творчества участников студии в истории страны и жизнь народа. Проникновения на столько велико, что с уверенностью можно заявить, что каждый россиянин, или гражданин бывшего СССР, за свою жизнь хоть раз, осознанно или волей случая, встречался лицом к лицу с работами художников студии имени Грекова. Многие из работ потребовали существенного финансирования из бюджета СССР, и существенные затраты материалов, человеко-часов, однако к счастью взгляды и творчество грековцев соответствовало общему политическому курсу и работы были успешно завершены.

Многие масштабные работы, например монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в г. Волгоград или памятник «Воину-освободителю» в г. Берлин Е.В. Вучетича стали нарицательными и символизируют победу в Великой Отечественной войне. Диорамный комплекс «Сталинградская битка» в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в г. Москва также носит символический и просветительный характер. Большой Кремлевский дворец, в котором проходит существенное количество ключевых мероприятий государственного масштаба, также ознаменован полотном грековца С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет» (1983 г.). Работы грековцев коснулись и духовной жизни соотечественников — например, роспись центральной части «Мекки» православного мира Храма Христа Спасителя. Множество работ, в том числе и международных, таких как живописное оформление Мавзолея Ататюрка в г. Анкара и Главного военного музея в г. Стамбул, художественные проекты в Китае, США, Италии и других странах, призвано восхвалять творчество грековцев на международной арене.

Однако особого внимания заслуживают, скорее всего, наименее популярные и не столь известные работы духовного искусства. Работы студии Грекова по большей части ассоциируется с воинской доблестью, славой, запечатлением баталий и восхвалением храбрости и чести воевавших людей. Но как отмечено выше, творчество грековцев получило распространение не только в монументальном, плакатном, лирическом и батальном изобразительном искусстве. Не меньший вклад участники студии привнесли и в духовное искусство, в частности в изображения аллегорических образов, росписи храмов, и событий, тесно связанных с религиозной жизнью соотечественников.

Особого внимания заслуживает каждый из разделов. Аллегорические образы, запечатленные грековцами, отражают историческую и глубинную связь истории российского народа и христианской православной веры. Безусловно, искусство состоит из образов, причем сюжеты и композиции являются олицетворением образного начала, которое порой гораздо шире и глубже, чем конкретное изображение. Исключительный смысл образная тематике несет сфере философской, религиозной и исторической тематики. Именно в работах военных художников студи Грекова очевиден поиск ответов на вечные вопросы, поиск исконной судьбы русского народа в знаковых натюрмортах, парафразах канонических сюжетов, типичных портретах русского человека. Наибольшее распространение аллегорическое направление творческих мыслей Грековцев получило в 1950-1980 гг. во времена расцвета деревенской прозы, и связь с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни очевидно прослеживается, и, став традиционной, вероятно будет появляться и в новых полотнах. 

Не меньшее количество работ грековцев было посвящено росписи храмов и иконописи. Созданные фрески и расписанные иконостасы радуют души верующих и по сей день. В канонической иконописи связь грековцев с военной спецификой минимальна. Однако она присутствует скорее не в работах, а в причине ее появления — существенное количество работ провелось по восстановлению разрушенных храмов, восстановлению утерянных икон и фресок, или во вновь построенных храмах, многие из которых пострадали во время Великой Отечественной Войны. Художники Н.Н.Кротков и В.А.Мокрушин приложили существенные усилия к оживлению внутренней атмосферы Никольского храма в г. Наро-Фоминск в 1999-2004 гг. 

Также художники студии Грекова приняли активное творческое участие в восстановлении убранства Свято-Никольского храма в г. Севастополь, история которого тесно связана с мемориальным кладбищем защитников отечества 1854-1855 гг. Возглавил работы художник И.П.Крившинко   Династия художников Сирбских в два поколения принимали участие в росписи храма в Боснии. Не меньшие усилия художники Студии привнесли в восстановление центрального собора православной христианской веры  Храма Христа Спасителя в г. Москва.

Приближенность к чувствам и душам верующих, понимание менталитета русского человека и стремление передать духовный настрой религиозного соотечественника, представляющего собой целые поколения – все это можно найти в работах художников студии имени Грекова в цикле «Люди веры». Церковь исконно занимала особое место в жизни русского человека. Совокупность чувств верующих, их молитвы, образы матушки, монахини, батюшки или прихожанина стали образами Церкви, которые были запечатлены на полотнах грековцев. Связь с военной символикой здесь также не велика, однако если углубиться в символику и предложенные образы, можно найти отклики не только в самой набожности и религиозности русского человека, но и в интересных ракурсах натуры, натянутых нервах, глубоких чувствах, сопереживании и общем психологизме. Работы Е.В.Камыниной, П.В. Минеевой, А.И.Федорова отражают всю суть образа «людей веры», являются собирательных образом русского православного человека, с помощью молитв и силы духа которых, в том числе, и была одержана победа в Великой Отечественной Войне.

Работы художников студии имени Грекова восхваляют не только славу и доблесть советского оружия и солдат, которое не раз доказывали свою исключительность, силу, выносливость и волю к победе, но и силу духа русского человека. Работы грековцев олицетворяют несмиренную, непреклоненную перед трудностями и врагом голову, светлую душу, непоколебимую стойкость Отечества.

Библиография

Востоков Е.И. Грековцы. М.: Воениздат, 1983. - 192 с.

Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. М.: Воениздат, 1973. - 125 с.

Зайцев Е.В. Художественная летопись Великой Отечественной. М.: Искусство, 1986. - 496 с.

Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков. Монография.  М.: Изобразительное искусство, 1982. - 248 с.

Тимошин Г.А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. М.: Советский художник, 1961. - 358 с.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Электронный ресурс – режим доступа. – URL: http://www.grekovstudio.ru/ (дата обращения 20.04.2015-22.04.2015).