Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Научный полк
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Портреты партизан художника Ф.А. Модорова

Портреты партизан художника Ф.А. Модорова

Портреты партизан художника Ф.А.Модорова

Автор: Е.А.Тищенко, студентка кафедры Промышленный дизайн.

 

Великая Отечественная война оставила свой отпечаток на судьбах многих людей. Не существует ни одного русского человека, которого она бы не затронула: многие из ушедших на фронт так и не вернулись домой, огромны были потери и среди мирного населения.  В это тяжелое время нашлось много талантливых людей, выразивших сочувствие нашим героям в своем творчестве. Одним из них является советский художник Федор Александрович Модоров (1890-1967гг), народный художник РСФСР, член АХРР-АХР, ректор МГХИ им. В. И. Сурикова (1948-1962гг), который знаменит за создание галереи портретов героев и участников партизанского движения.

На творчество Ф. А. Модорова оказали влияние такие художественные учебные заведения как: Иконописная школа братства Александра Невского; Московское училище живописи, ваяния и зодчества; Петербургская Академия художеств. Среди учителей Модорова был и И.Э.Грабарь (Модоров принимал участие в реставрации Владимирской иконы Божьей Матери).

Тема партизанского движения прослеживается в живописи Модорова с 1942 года. Он был тесно связан с центральными штабами, руководившими деятельностью белорусских и украинских партизан и непосредственно в партизанских отрядах писал героев своих произведений с натуры. Художником написано более 60 портретов руководителей партизанского движения и рядовых партизан Белоруссии, Украины, Брянской, Калининской областей и Орловщины. В данных произведениях прослеживается влияние художественных школ и мастерских, в которых Ф.А.Модоров проходил обучение. Портреты его кисти нельзя назвать сугубо академическими, художник накладывает мазки свободно, явно повинуясь душевному порыву, но его выдает прекрасное знание анатомии, и, тем не менее, его работы лишены академической строгости: к каждому портретируемому Модоров пытался найти свой подход и наилучшим образом отразить его личностные качества.

По моему мнению, это один из самых запоминающихся портретов кисти Федора Александровича Модорова. Минай Филиппович Шмырев был командиром 1-й Белорусской партизанской бригады. Устраивал засады на направлении Сураж-Усвяти-Велиж, которое немецкие оккупанты объявили зоной деятельности партизан и неоднократно пытались ликвидировать. Судьба этого волевого человека оказалась трагичной. Фашисты, не добившись успеха в уничтожении партизан, захватили в заложники 4 детей командира, пообещав, что отпустят их после того, как Минай Шмырев добровольно сдастся в плен. Его старшая дочь Лиза (14 лет) сумела передать из тюрьмы записку, в которой просила не верить немцам и не сдаваться. Товарищи партизана не дали ему сдаться в плен, насильно удержав в части, и 14 февраля 1942 года гитлеровцы расстреляли детей Шмырева вместе с его сестрой и матерью жены.

Портрет М. Ф. Шмырева закончен Модоровым в 1943 году, через некоторое время после трагедии. На нем мы видим еще нестарого мужчину средних лет, с большим количеством наград. Его лицо спокойно, но это спокойствие только внешнее. Художник изображает партизана с «занятыми» руками: одна держит шапку, другая сжимается в кулак. Модоров использует такой психологический прием, чтобы показать внутреннюю борьбу воина с самим собой, своими чувствами. Тем не менее, Шмырев, человек волевой, ни за что бы не обнаружил свою слабость перед наблюдателем, но его выдают руки. Обратим внимание на то, как написано лицо партизана. Модоров сознательно предпочел боковое освещение направленному прямо. Луч света выхватывает часть головы портретируемого из мрака, оставляя другую в тени, благодаря чему мы отчетливо видим глубокие, будто вырезанные морщины, суровую линию рта. Но выражение глаз остается мягким, а светящийся блик наводит на мысли о непролитых слезах, о внутреннем горе.

Портрет командира Миная Филипповича Шмырева – дань уважения художника к героям Великой Отечественной войны, психологически тонкое произведение. Он напоминает не только о героических подвигах солдат, но и о том какую страшную цену люди за эти подвиги платили, а также о стойкости и мужестве, которые и по сей день вызывают восхищение.

Федор Александрович Модоров был одним из художников социалистического реализма, наиболее известных  за масштабные жанровые работы. Член-корреспондент АХ СССР, ректор МГХИ им. Сурикова, народный художник РСФСР – за свою творческую жизнь Модоров достиг немалого, его персональная выставка состоялась в октябре 1965 года в Академии художеств в Москве. Галерея партизанских портретов по праву является одним из самых ярких и волнующих произведений, напоминающих нам о подвигах наших предков.