Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Академии Строганова!
俄罗斯莫斯科国立工艺美术学院(俄罗斯莫斯科国立斯特罗加诺夫国立工艺美术学院)
Академия
Наука
Академия Строганова   /   Наука   /   Научный полк   /   Редечкин Пётр Григорьевич – художник, педагог, фронтовик

Редечкин Пётр Григорьевич – художник, педагог, фронтовик

«РЕДЕЧКИН ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ – ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, ФРОНТОВИК»

Галицкая Елена Игоревна

Студентка 1 курса группы «Дизайн текстиля»

 

 Петр Григорьевич Редечкин – будущий профессор кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Московского художественно-промышленного училища (б. Строгановское), ветеран Великой Отечественной войны – родился 23 января 1919 года в семье крестьян села Пощупово Рязанской губернии. Село расположилось на живописном месте, там, где причудливо изгибается русло реки Оки. Зимой с её высокого берега на санках или лыжах можно было уехать аж до самой скованной морозом излучины. С этого места начиналась Мещера, воспетая Константином Паустовским. Рядом с селом находился величественный Иоанно-Богословский мужской монастырь. Неподалеку, вверх по течению – село Константиново, родина Сергея Есенина. С берега открывался великолепный вид, поражающий своим бесконечным и манящим простором, вызывающим у зрителя ощущение свободного полета...

 

    

 

 Отец его, Григорий Андреевич, во время Первой мировой войны служил в артиллерии в звании ефрейтора, потом некоторое время в лёгком артиллерийском дивизионе Красной армии. В семье было 5 детей, Пётр по старшинству был третьим. В 1919 родители с остальными детьми переехали в Москву, а Пётр оставался жить в родном селе в семье дяди. Учиться начал в сельской школе – начальное образование получил в родном селе.

 

 

 В 1929 году, переехав в Москву к родителям, Петр продолжил учёбу в начальной и средней московских школах, а затем в техникуме. Отец его в столице работал сначала на топливных перевозках в конном парке, потом кондуктором в автобусном, и затем - диспетчером 1-го таксомоторного парка.

 

 В раннем детстве он обнаружил способность к рисованию. Петр перерисовывал иллюстрации с печатных изданий, рисовал с натуры предметы быта, природу, портреты товарищей.  Большое влияние в этой тяге к искусству на него оказывал его одарённый старший брат Василий, увлечённый стихами и литературой. В 1937–1939 годах Пётр состоял в самодеятельном секторе, а затем учился в ИЗО-студии при МОСХе.

 

 В 1939 Петр Григорьевич был призван для прохождения срочной воинской службы в Красную армию. Служил он в гаубичной артиллерийской батарее на конной тяге «на должности рядового и сержантского состава».

 

 

 Войну Петр Григорьевич встретил в Полоцке в составе 390-го гаубичного артиллерийского полка. Уже накануне войны войска подтягивали ближе к западной границе. Конечным местом назначения их полка был город Лида. Один дивизион их полка был уже направлен и, подойдя к Лиде 20-21 июля, вступил сходу в бой и весь погиб. Полк был разбит. Вместе с остатками разбитых частей Петр Григорьевич выходил из окружения, которые пробивались к Великим Лукам и Торопцу. Позже эти героические события лягут в основу композиционного замысла его картины, над которой он работал многие годы, но так и не успел завершить.

   

 С июня 1941 по июль 1942 г. Петр Григорьевич служил в должности старшего писаря штаба на Калининском и Северо-западном  фронтах; с июля 1942 по май 1945 г. воевал на Прибалтийском и Ленинградском фронтах в составе 6-й батареи  командующего артиллерией  22-ой Армии в должности командира взвода связи «в должности помощника командира батареи по МТО (материально-техническому обеспечению)». Приказом по 22-ой армии от 29 мая 1943 г. ему было присвоено звание старшего лейтенанта. «… Большая заслуга в выполнении боевых заданий и в совершаемых батареях маршах принадлежит водительскому составу…, а также подразделению по МТО ст. лейтенанта Редечкина и старшины батареи Кузнецова» / Из отчетного документа командира 6-й батареи Командующего Артиллерией 22 Армии капитана Кандюрина /.

 

 

 В период военной службы, видимо, когда наступало относительное затишье на фронте, Петр Григорьевич вёл дневники (с 1944 по 1946 год), представляющие историческую и литературную ценность, делал зарисовки, отличающиеся точностью и живостью исполнения. Эти бесценные документы являются непосредственными свидетельствами тех далеких событий.

 

 Последние дни войны закончились для Редечкина П.Г. в Румынии. С декабря 1945 по февраль 1946 г. он ещё служил в резерве в Таврическом военном округе. 23 июля 1946 г. он был уволен в запас и возвратился в Москву.

   

 За годы войны Петр Григорьевич был награжден следующими боевыми наградами: в 1942 г. – медалью «За боевые заслуги», в 1943 г. – орденом Отечественной войны 2 степени, в 1945г. – медалью «За победу над Германией в войне 1941-45 г.г.»

   

 По окончании военной службы в 1946-47 г.г. Петр Григорьевич работал контрольным мастером Московского троллейбусного ремонтного завода. В 1948-49 г.г. он был студентом электромеханического техникума и работал техником во 2-м троллейбусном парке. В это же время Петр Григорьевич посещает занятия в художественной студии «Всякохудожник» при заводе «Компрессор», которой руководил художник А.Григорьев.

 

 

 В 1949 году Редечкин П.Г. поступает в Московское высшее художественное училище (б. Строгановское) на отделение монументально-декоративной живописи и в 1956 году заканчивает его «с отличием». После получения высшего художественного образования с 1956 по 1959 год Петр Григорьевич состоял художником учебно-производственных мастерских МВХПУ (б. Строгановское) и участвовал в работах по раскрытию, реставрации и консервации фресок б. Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Церкви Троицы в Никитниках и станковых произведений, хранящихся в Благовещенском соборе Московского Кремля.

   

 В 1961 года Петр Григорьевич начал свою педагогическую работу в МВХПУ (б. Строгановское) преподавателем на кафедре «Академический рисунок», затем – старшим преподавателем, а потом – и доцентом. В этом качестве он вёл занятия на всех специальностях, в том числе восемнадцать лет на отделении монументально-декоративной живописи.

   

 В 1980–82 г.г. наряду с преподаванием рисунка, Редечкин П.Г. работал в должности начальника учебного отдела училища на общественных началах, участвовал в работе приемной комиссии.

   

 Петр Григорьевич также ряд лет работал ученым секретарем экспертной комиссии по изобразительному искусству ВАКа Минвуза СССР.

 

 

 В 1983 г. в связи с открытием в училище новой специальности «художник-реставратор» по поручению ректората Петр Григорьевич возглавил работу по организации и становлению кафедры реставрации монументальной живописи. Он разрабатывал учебные планы и учебные программы для нового отделения, а также выполнил ряд методических разработок по рисунку и проблемам реставрации.

    

 За время работы Редечкин П.Г. усовершенствовал свое педагогическое мастерство, овладел в совершенстве методом обучения. Его учебные группы отмечались на ректорских экзаменационных просмотрах как одни из лучших.

   

 Бескорыстное отношение к своей специальности, глубокая заинтересованность в овладении студентами методами реалистического изображения и другие личные качества снискали ему уважение и любовь у профессорско-преподавательского состава и среди студентов. Им были подготовлены многие поколения грамотных специалистов.

   

 После освобождения от заведования кафедрой по возрасту, Петр Григорьевич продолжал работать как преподаватель на той же кафедре, имея звание профессора. Был уважаем и любим сослуживцами и студентами, сохранял душевную и физическую бодрость, вел работу над крупными многофигурными и предметными композициями на военную тему.

   

 За многолетнюю плодотворную работу в институте и за большой вклад в дело воспитания молодых специалистов он неоднократно получал поощрения, отличия и награды.

   

 Не оставлял Петр Григорьевич и творческую работу. Он участвовал в выставке Ротенбурге на Таубере (1992 г.), в первой выставке Товарищества Русских художников на Верхней Масловке (1994 г.), в выставке «С. В. Герасимов и его ученики» в Можайске (2000 г.).

   

 Редечкин Петр Григорьевич скоропостижно скончался от болезни сердца 14 ноября 2005 г. Похоронен на юго-западе от Москвы на кладбище «Ракитки».  Когда могила была закопана, и рабочие лопатами равняли насыпь над ней, в осенней тиши раздались три автоматных залпа – недалеко на этом пустынном кладбище группа солдат-автоматчиков отдала кому-то последние почести. Так неожиданно, по действию Промысла, воинские почести сопроводили в последний путь и его – солдата и офицера.

 

 

 Петру Григорьевичу, как и его поколению, довелось жить в непростое время. Выжив в трудное время войны, пройдя её целиком, через все испытания воинской службы, невзгоды лично свои, семьи и всего народа, через трудности жизни, самоопределения в ней, болезни, печали и скорби утрат – он имел интересную и любимую работу, которой отдавался с увлечением, являясь хорошим и одаренным специалистом своего дела. Петр Григорьевич до конца жизни пребывал «на ногах», в относительном здравии, в способности к постоянной педагогической деятельности, к творчеству.

   

 Петр Григорьевич был прост, скромен и очень мягок по отношению к другим, добр и приятен в обращении. Очень заботлив к студентам – щедр на внимание, на раздачу своих времени, сил, здоровья и знаний.

     

 И вместе с тем он был человеком крайне ответственным и требовательным к себе, человеком, относящимся к своему делу, как к присяге – взявшись служить ему, он отдавал всего себя – постоянно и без остатка. В этом смысле очень показательна его последняя записка-наставление, которую он написал, когда его забирала «Скорая помощь».  Даже в этот тяжелый момент, он больше думал не о себе, а о людях, которых он оставлял. Его жизнь - это, конечно, образец для подражания и вместе с тем, одновременно памятник уходящей эпохе, когда люди могли так жить, невзирая на материальные выгоды, лишь по своему высокому принципу и до конца оставаясь верными идее служения людям.

 

Составлено на основе материалов, предоставленных В.П. Редечкиным.