Керамика и стекло
Гордостью музея является хранящаяся в его фондах уникальная коллекция русского, западноевропейского и дальневосточного фарфора и керамики. Русский фарфор XVIII века представлен произведениями Императорского фарфорового завода и фабрики Гарднера, а также образцами продукции XIX столетия многочисленных частных мануфактур Попова, Батенина, Маркова, братьев Гулиных, Корниловых и крупного «фарфорового монополиста» М. Кузнецова. Музей располагает достаточно обширным собранием русских архитектурных и печных изразцов XVII–XIX веков Москвы, Ярославля, Костромы, Великого Устюга и пр.
Особую часть русского отдела составляет коллекция А.В.Филиппова, пополнившая музейное собрание в 1960 году подлинными работами в керамике М.А.Врубеля, А.Я.Головина (Художественный гончарный завод «Абрамцево»), редкими изделиями московской артели художников-гончаров «Мурава», отдельными интересными образцами первого советского фарфора 1920–1930-х годов, таких авторов, как В.Кандинский, В.Фаворский, М.Лебедева, П.Вычегжанин и других.
Западноевропейский отдел керамики — один из самых полных. В него входят изделия XVIII–XIX веков всемирно известной Майсенской фарфоровой мануфактуры, Венского, Берлинского заводов, Людвигсбурга, Нимфенбурга и, так называемых, «малых» заводов Тюрингии. Севрский фарфор и частные мануфактуры Парижа представлены отдельными, прекрасными образцами XVIII–XIX столетий. В основную экспозицию включены изделия Веджвуда из яшмовой и базальтовой масс, знаменитый фаянс «цвета сливок», а также фарфор других английских предприятий в восточно-колониальном стиле. Фарфор Датской королевской мануфактуры (Копенгаген) с подглазурной росписью солями и выразительной скульптурной пластикой хорошо отражает технологические новшества и эстетические устремления эпохи модерна в керамике рубежа XIX–XX веков.
Восточная коллекция представлена в музее главным образом китайскими и японскими экспортными изделиями XVII–XIX столетий. Она включает большие и малые китайские вазы, блюда и тарелки, пиалы, терины с подглазурным кобальтовым декором или великолепной росписью цветными эмалями в стиле «зеленого» и «розового семейств». Японские произведения — это, прежде всего, нарядные Имари конца XVII–начала XVIII веков и роскошные изделия мастерских Сацума XIX столетия. Наряду с этим, музейное собрание включает художественную керамику почти всех бывших союзных республик (ныне суверенных государств): Украины, Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана. Эта коллекция — незаменимая в учебном процессе — дает полное представление о традициях гончарного искусства, особенностях национальных керамических школ многих народов.
01. Женский портрет — «камея». Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Франция. Первая четверть XIX в.
02. Сервиз тет-а-тет с вензелем «С». Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Берлин, Королевская фарфоровая мануфактура. Последняя четверть XVIII в
03. Чашка с блюдцем и золотыми вензелями «ЕМ» в медальонах. Автор росписи Кёстнер И. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Майсенская фарфоровая мануфактура. Россия. Завод Ф. Гарднера. Около 1775 г.
04. Чашка с блюдцем с антикизированным декором. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Венская фарфоровая мануфактура. 1797 г.
05. Тарелка с полихромной цветочной росписью. Фарфор, крытье, надглазурная роспись, золочение. Россия. Завод А. Попова. Середина XIX в.
06. Изразец печной. Майолика. Россия. XVIII в.
07. А. Филиппов. Вазочка с орнаментом в виде павлиньих перьев. Майолика, кракле, цветные эмали. Россия, Москва. Императорское Строгановское училище. 1903 г.
08. М. Врубель. «Цыганка». Майолика, глазурь восстановительного обжига. Россия, Художественный гончарный завод «Абрамцево». Около 1900 г
09. А. Головин. Жбан «Курица». Майолика, глазурь восстановительного обжига. Россия, Художественный гончарный завод «Абрамцево». Около 1900 г.