picture modal

Кафедра реставрации художественного металла

О кафедре

 

https://t.me/kafedrarhm

 

Telegram: https://t.me/kafedrarhm

 

 

Направления обучения: 

  • 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль: реставрация изделий декоративно-прикладного искусства (металл) (бакалавриат 4 года);
  • 54.04.04 «Реставрация», профиль: реставрация металла (магистратура 2 года).

 

 

Обмер конфетницы, курсовая работа в бакалавриате

Графический планшет, бакалавриат, дипломная работа, копия кокосового кубка XVIII в.

Кафедра реставрации художественного металла была создана в 2002 году. Ее возглавляет заслуженный художник РФ, лауреат многих международных творческих конкурсов, Почетный работник Высшего Профессионального Образования, кандидат искусствоведения, профессор Данил Макартычевич Чавушьян. В 1990 году он окончил кафедру «Художественной Обработки Металла и других материалов» в МВХПУ (б. Строганова). Преподавательскую деятельность Данил Макартычевич начал на кафедре «Художественной Обработки Металла» в 1997 году.

В большей степени кафедра еще с начала ее основания была ориентирована на подготовку специалистов в области музейной и археологической реставрации. Результатом этой деятельности является всестороннее, подлинно научное исследование, цель которого – установление, выявление и обоснование всех культурных, временных и технологических аспектов, связанных с происхождением древнего памятника, и, следовательно, с его исторической и художественной ценностью.

Прове­де­ние ком­плекс­ного изу­че­ния памят­ника тре­бует от рестав­ра­тора глу­бо­кого погру­же­ния в самые раз­лич­ные сферы искус­ство­ве­де­ния, зна­ния мно­гих физи­че­ских и хими­че­ских про­цес­сов, пони­ма­ния и прак­ти­че­ского вла­де­ния всеми при­е­мами обра­ботки не только раз­лич­ных метал­лов, но и мно­же­ства дру­гих мате­ри­а­лов, часто сопро­вож­да­ю­щих изде­лие из металла. Но этого мало. Рестав­ра­тор обя­зан быть еще и худож­ни­ком, спо­соб­ным не только вос­при­нять, но и все­цело погру­зиться и про­ник­нуть в замы­сел дру­гого, часто не извест­ного ему мастера, твор­че­ство кото­рого зача­стую отде­ляют от нас мно­гие сто­ле­тия. Для того чтобы удо­вле­тво­рить потреб­ность в таких пои­стине уни­каль­ных спе­ци­а­ли­стах, необ­хо­дима осо­бая система под­го­товки кад­ров, кото­рую может обес­пе­чить только по-насто­я­щему про­фес­сио­наль­ная кафедра.

Укрепление живописного слоя на металле

Студенты кафедры РХМ принимали участие в профилактике музейных предметов на выставке 400 лет Романовых, ГИМ 

Реставрация оклада иконы, студенты 2 курса бакалавриата

Обра­зо­ва­ние на кафедре РХМ поз­во­ляет фор­ми­ро­вать спе­ци­а­ли­стов широ­кого про­филя. Наши выпуск­ники — это и худож­ники, и, одновре­менно, иссле­до­ва­тели и рестав­ра­торы, спо­соб­ные выпол­нить весь ком­плекс работ по отчистке, кон­сер­ва­ции и рекон­струк­ции памятника.  

На первом курсе студенты учатся, как правильно выполнять обмеры и графически изобразить изделие в традиционной для «Строгановки» технике отмывки. Предмет «Основы проектирования» ведет талантливый художник, член Московского союза художников, лауреат международных творческих конкурсов, доцент кафедры Олег Александрович Карасев. Выпол­не­ние зада­ния поэтому пред­мету свя­зано с изу­че­нием и ана­ли­зом кон­крет­ных вещей из музей­ных кол­лек­ций. Студенты много и серьезно рабо­тают в музеях, архи­вах, биб­лио­те­ках, ищут ана­ло­гич­ные памят­ники, состав­ляют типо­ло­ги­че­ские ряды. В итоге они пишут серьез­ный труд, где дока­зы­ва­ется, что именно было утра­чено. Это уже насто­я­щая науч­ная работа, в состав кото­рой помимо опи­са­ния пред­мета и изло­же­ния дока­за­тельств, вхо­дят фото­гра­фии, зари­совки и все то, что может сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что памят­ник изна­чально имел такой вид.

Реставрационно-профилактические работы в Музее 4-й Гвардейской Краснознаменной Танковой Армии

На занятиях по реставрации, 2-4 курсы бакалавриата

Реставрация музейного памятника с финифтяными дробницами в реставрационной мастерской Государственного Исторического Музея

Оцени­вая все мно­го­об­ра­зие спо­со­бов при­ме­не­ния металла в деко­ра­тивно-при­клад­ном искус­стве, не сле­дует забы­вать о том, что металл очень часто соче­та­ется с дру­гими мате­ри­а­лами, среди кото­рых камень, дерево, кожа, рог, кость и т. д. Наши сту­денты изучают эти мате­ри­а­лы и хорошо разбираются в них. Напри­мер, в бакалавриате и маги­стра­туре в тече­ние года мы даем курс при­клад­ной геммоло­гии. Буду­щие бакалавры и маги­стры полу­чают зна­ния по всем типам кам­ней, изу­чают при­су­щие им дефекты и все виды огранки. Мето­дика пре­по­да­ва­ния при­клад­ной геммо­ло­гии была раз­ра­бо­тана бле­стя­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, про­фес­со­ром кафедры А. П. Крыло­вым, опыт­ней­шим педа­го­гом, пре­крас­ным юве­ли­ром и дизай­не­ром. В настоящее время этот предмет ведет в бакалавриате преподаватель Зылева Е.И., а в магистратуре прекрасный специалист, доцент, кандидат технических наук Тюрина С.А.  Говоря о дру­гих заме­ча­тель­ных пре­по­да­ва­те­лях кафедры, нельзя не ска­зать о профессоре, кандидате искусствоведения Крас­но­сель­ской Н. Ю., кото­рая является руководителем научно-иссле­до­ва­тель­ских работ в маги­стра­туре.  

Очень важно, что студенты много работают в реставрационных мастерских кафедры, где они на настоящих исторических памятниках изучают способы расчистки и консервации металлов и иных материалов, их физические и химические свойства. Эти занятия проводит Светлана Леонидовна Чавушьян – старший преподаватель кафедры реставрации художественного металла, реставратор Высшей категории. Она имеет многолетний опыт работы в реставрационных мастерских Государственного Исторического музея, где более пятнадцати лет работала в должности художника-реставратора. Светлана Леонидовна лауреат различных международных конкурсов, является автором научных статей в области реставрации, имеет авторское свидетельство на изобретение очищающего состава для реставрации металла. Также разработала ряд уникальных методик реставрации художественного металла, в частности методику реставрации эмалей на исторических памятниках.

И, конечно, мы гор­димся нашими масте­рами про­из­вод­ствен­ного обу­че­ния: заведующим мастерскими, магистром реставрации – Тюляховым И.И., мастером I категории, магистром реставрации – Нарубиным П.В., мастером, магистром реставрации – Ким Л.Л. и мастером, магистром реставрации – Чавушьян Е.Д., являющимися уникальными специалистами своего дела. 

Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния кафедры, ее дея­тель­но­сти и раз­ви­тия имеет сотруд­ни­че­ство с круп­ней­шими музе­ями Москвы. Идея о таком вза­и­мо­дей­ствии появи­лась отнюдь не слу­чайно. Созда­ние столь спе­ци­фи­че­ской кафедры, как «Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла» есте­ственно потре­бо­вало уча­стия и помощи спе­ци­а­ли­стов наших музеев, пре­жде всего таких, как Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский музей, музей Декоративно-прикладного искусства, музей архитектуры им. А.В. Щусева, Гохран России и т.д.   

Наши студенты посещают запасники музеев, где хранители показывают ребятам шедевры, выполненные выдающимися мастерами. Студенты получают возможность выполнять обмеры работ, а также бесценную информацию от сотрудников музеев, лучших специалистов нашей страны.

Вместе с преподавателями кафедры студенты посещают выставки, ходят на концерты в Московскую Консерваторию. Это позволяет нашим ученикам органично развиваться и просвещаться в области культуры и искусства.

Рестав­ра­тор, полу­чив­ший под­го­товку на нашей кафедре РХМ, оди­на­ково хорошо раз­би­ра­ется во всех аспек­тах рестав­ра­ции про­из­ве­де­ний деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства их тех­но­ло­ги­че­ских, стилевых и худо­же­ствен­ных особенностях. Вот почему мы смело гово­рим о том, что пре­иму­ще­ство наших выпуск­ни­ков в том, что они одновре­менно и худож­ники, и мастера, и уче­ные, и фило­софы. Им при­суще целост­ное, систем­ное виде­ние задач, сто­я­щих перед науч­ной рестав­ра­цией, и они в своей работе все­гда будут руко­вод­ство­ваться свя­щен­ными для истин­ного рестав­ра­тора пра­ви­лом, кото­рое гла­сит: не навреди!