Направления обучения:
- 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль: реставрация изделий декоративно-прикладного искусства (металл) (бакалавриат 4 года)
- 54.04.04 «Реставрация», профиль: реставрация металла (магистратура 2 года)
Кафедра реставрации художественного металла была создана в 1999 году и в большей степени ориентирована на подготовку специалистов в области музейной и археологической реставрации. Результатом этой деятельности является всестороннее, подлинно научное исследование, цель которого — установление, выявление и обоснование всех культурных, временных и технологических аспектов, связанных с происхождением данного памятника, и, следовательно, с его исторической и художественной ценностью.
Проведение комплексного изучения памятника требует от реставратора глубокого погружения в самые различные сферы искусствоведения, знания многих физических и химических процессов, понимания и практического владения всеми приемами обработки не только различных металлов, но и множества других материалов, часто сопровождающих изделие из металла. Но этого мало. Реставратор обязан быть еще и художником, способным не только воспринять, но и всецело погрузиться и проникнуть в замысел другого, часто не известного ему мастера, творчество которого зачастую отделяют от нас многие столетия. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких поистине уникальных специалистах, необходима особая система подготовки кадров, которую может обеспечить только по-настоящему профессиональная кафедра.
Образование на кафедре РХМ позволяет формировать специалистов широкого профиля. Наши выпускники — это и художники, и, одновременно, исследователи и реставраторы, способные выполнить весь комплекс работ по чистке, консервации и реконструкции памятника.
Обучение на кафедре строится по принципу: от простого — к сложному. Еще на первом курсе студенты учатся, как обращаться с памятником, как правильно выполнить обмеры и графически изобразить изделие в традиционной для Строгановки технике отмывки. На это, в частности, нацелено изучение такого важного предмета, как «Обмеры». Ведет этот предмет доцент Карасев О.А. — лауреат международных и Всероссийских конкурсов в области живописи и графики. Значение этой дисциплины для будущего художника-реставратора едва ли можно переоценить. В наши дни удается восстановить множество поврежденных или даже вовсе утраченных памятников только благодаря тому, что в свое время с них были сделаны обмеры. Кроме того, в процессе обучения на младших курсах студенты делают очень много копий, благодаря чему они поэтапно изучают технологические процессы, связанные с обработкой металлов. Логичным продолжение и развитием предмета «Обмеры» является еще одна базовая дисциплина — «Проект реконструкции», подразумевающая научно доказуемое и обоснованное восстановление утрат, имеющихся на памятнике. Выполнение задания по этому предмету связано с изучением и анализом конкретных вещей из музейных коллекций. Студенты много и серьезно работают в музеях, архивах, библиотеках, ищут аналогичные памятники, составляют типологические ряды. В итоге они пишут серьезный труд, где доказывается, что именно было утрачено. Это уже настоящая научная работа, в состав которой помимо описания предмета и изложения доказательств, входят фотографии, зарисовки и все то, что может свидетельствовать в пользу того, что памятник изначально имел такой вид.
Оценивая все многообразие способов применения металла в декоративно-прикладном искусстве, не следует забывать о том, что металл очень часто сочетается с другими материалами, среди которых камень, дерево, кожа, рог, кость и т. д. Поэтому наши студенты прекрасно разбираются и в этих материалах. Например, в магистратуре в течение года мы даем курс прикладной геммологии. Будущие магистры получают знания по всем типам камней, изучают присущие им дефекты и все виды огранки. Методика преподавания прикладной геммологии была разработана блестящим специалистом в этой области, профессором кафедры А. П. Крыловым, опытнейшим педагогом, прекрасным ювелиром и дизайнером. В настоящее время этот предмет ведет Тюрина С.А., прекрасный специалист и профессионал своего дела. Говоря о других замечательных преподавателях кафедры, нельзя не сказать о профессоре Красносельской Н. Ю., которая ведет научно-исследовательскую работу в магистратуре. И, конечно, мы гордимся нашими мастерами производственного обучения Тюляховым И.И., Нарубиным П.В., Дидрих М.А., Лазаревой Н.С. и Дзятковской В.Д., являющимися уникальными специалистами своего дела.
Большое значение для становления кафедры, ее деятельности и развития имеет сотрудничество с крупнейшими музеями Москвы. Идея о таком взаимодействии появилась отнюдь не случайно. Создание столь специфической кафедры, как «Реставрация художественного металла» естественно потребовало участия и помощи специалистов наших музеев, прежде всего таких, как Государственный Исторический музей, музей Декоративно-прикладного искусства, музей архитектуры им. А.В. Щусева., Гохран России и т.д.
Реставратор, получивший подготовку в Строгановке, одинаково хорошо разбирается во всех аспектах реставрации произведений декоративно-прикладного искусства: и технологических, и художественных, и морально-этических. Вот почему мы смело говорим о том, что преимущество наших выпускников в том, что они одновременно и художники, и мастера, и ученые, и философы. Им присуще целостное, системное видение задач, стоящих перед научной реставрацией, и они в своей работе всегда будут руководствоваться священными для истинного реставратора правилом, которое гласит: не навреди!