picture modal

Университет имени С.Г. Строганова

Кафедра реставрации художественного металла

О кафедре

Направления обучения:

 

  • 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль: реставрация изделий декоративно-прикладного искусства (металл) (бакалавриат 4 года)
  • 54.04.04 «Реставрация», профиль: реставрация металла (магистратура 2 года)

 

 

Кафедра рестав­ра­ции худо­же­ствен­ного металла была создана в 1999 году и в боль­шей сте­пени ори­ен­ти­ро­вана на под­го­товку спе­ци­а­ли­стов в обла­сти музей­ной и архео­ло­ги­че­ской рестав­ра­ции. Резуль­та­том этой дея­тель­но­сти явля­ется все­сто­рон­нее, под­линно науч­ное иссле­до­ва­ние, цель кото­рого — уста­нов­ле­ние, выяв­ле­ние и обос­но­ва­ние всех куль­тур­ных, вре­мен­ных и тех­но­ло­ги­че­ских аспек­тов, свя­зан­ных с про­ис­хож­де­нием дан­ного памят­ника, и, сле­до­ва­тельно, с его исто­ри­че­ской и худо­же­ствен­ной ценностью.

 

Прове­де­ние ком­плекс­ного изу­че­ния памят­ника тре­бует от рестав­ра­тора глу­бо­кого погру­же­ния в самые раз­лич­ные сферы искус­ство­ве­де­ния, зна­ния мно­гих физи­че­ских и хими­че­ских про­цес­сов, пони­ма­ния и прак­ти­че­ского вла­де­ния всеми при­е­мами обра­ботки не только раз­лич­ных метал­лов, но и мно­же­ства дру­гих мате­ри­а­лов, часто сопро­вож­да­ю­щих изде­лие из металла. Но этого мало. Рестав­ра­тор обя­зан быть еще и худож­ни­ком, спо­соб­ным не только вос­при­нять, но и все­цело погру­зиться и про­ник­нуть в замы­сел дру­гого, часто не извест­ного ему мастера, твор­че­ство кото­рого зача­стую отде­ляют от нас мно­гие сто­ле­тия. Для того чтобы удо­вле­тво­рить потреб­ность в таких пои­стине уни­каль­ных спе­ци­а­ли­стах, необ­хо­дима осо­бая система под­го­товки кад­ров, кото­рую может обес­пе­чить только по-насто­я­щему про­фес­сио­наль­ная кафедра.

 

      

 

Обра­зо­ва­ние на кафедре РХМ поз­во­ляет фор­ми­ро­вать спе­ци­а­ли­стов широ­кого про­филя. Наши выпуск­ники — это и худож­ники, и, одновре­менно, иссле­до­ва­тели и рестав­ра­торы, спо­соб­ные выпол­нить весь ком­плекс работ по чистке, кон­сер­ва­ции и рекон­струк­ции памятника. 

 

Обуче­ние на кафедре стро­ится по прин­ципу: от про­стого — к слож­ному. Еще на пер­вом курсе сту­денты учатся, как обра­щаться с памят­ни­ком, как пра­вильно выпол­нить обмеры и гра­фи­че­ски изоб­ра­зить изде­лие в тра­ди­ци­он­ной для Стро­га­новки тех­нике отмывки. На это, в част­но­сти, наце­лено изу­че­ние такого важ­ного пред­мета, как «Обмеры». Ведет этот пред­мет доцент Карасев О.А. — лау­реат меж­ду­на­род­ных и Всерос­сий­ских кон­кур­сов в области живописи и графики. Значе­ние этой дис­ци­плины для буду­щего худож­ника-рестав­ра­тора едва ли можно пере­оце­нить. В наши дни уда­ется вос­ста­но­вить мно­же­ство повре­жден­ных или даже вовсе утра­чен­ных памят­ни­ков только бла­го­даря тому, что в свое время с них были сде­ланы обмеры. Кроме того, в про­цессе обу­че­ния на млад­ших кур­сах сту­денты делают очень много копий, бла­го­даря чему они поэтапно изу­чают тех­но­ло­ги­че­ские про­цессы, свя­зан­ные с обра­бот­кой метал­лов. Логич­ным про­дол­же­ние и раз­ви­тием пред­мета «Обмеры» явля­ется еще одна базо­вая дис­ци­плина — «Проект рекон­струк­ции», под­ра­зу­ме­ва­ю­щая научно дока­зу­е­мое и обос­но­ван­ное вос­ста­нов­ле­ние утрат, име­ю­щихся на памят­нике. Выпол­не­ние зада­ния по этому пред­мету свя­зано с изу­че­нием и ана­ли­зом кон­крет­ных вещей из музей­ных кол­лек­ций. Студенты много и серьезно рабо­тают в музеях, архи­вах, биб­лио­те­ках, ищут ана­ло­гич­ные памят­ники, состав­ляют типо­ло­ги­че­ские ряды. В итоге они пишут серьез­ный труд, где дока­зы­ва­ется, что именно было утра­чено. Это уже насто­я­щая науч­ная работа, в состав кото­рой помимо опи­са­ния пред­мета и изло­же­ния дока­за­тельств, вхо­дят фото­гра­фии, зари­совки и все то, что может сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что памят­ник изна­чально имел такой вид. 

 

 

 

Оцени­вая все мно­го­об­ра­зие спо­со­бов при­ме­не­ния металла в деко­ра­тивно-при­клад­ном искус­стве, не сле­дует забы­вать о том, что металл очень часто соче­та­ется с дру­гими мате­ри­а­лами, среди кото­рых камень, дерево, кожа, рог, кость и т. д. Поэтому наши сту­денты пре­красно раз­би­ра­ются и в этих мате­ри­а­лах. Напри­мер, в маги­стра­туре в тече­ние года мы даем курс при­клад­ной геммоло­гии. Буду­щие маги­стры полу­чают зна­ния по всем типам кам­ней, изу­чают при­су­щие им дефекты и все виды огранки. Мето­дика пре­по­да­ва­ния при­клад­ной геммо­ло­гии была раз­ра­бо­тана бле­стя­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, про­фес­со­ром кафедры А. П. Крыло­вым, опыт­ней­шим педа­го­гом, пре­крас­ным юве­ли­ром и дизай­не­ром. В настоящее время этот предмет ведет Тюрина С.А., прекрасный специалист и профессионал своего дела. Говоря о дру­гих заме­ча­тель­ных пре­по­да­ва­те­лях кафедры, нельзя не ска­зать о профессоре Крас­но­сель­ской Н. Ю., кото­рая ведет научно-иссле­до­ва­тель­скую работу в маги­стра­туре. И, конечно, мы гор­димся нашими масте­рами про­из­вод­ствен­ного обу­че­ния Тюляховым И.И., Нарубиным П.В., Дидрих М.А., Лазаревой Н.С. и Дзятковской В.Д., являющимися уникальными специалистами своего дела.

 

Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния кафедры, ее дея­тель­но­сти и раз­ви­тия имеет сотруд­ни­че­ство с круп­ней­шими музе­ями Москвы. Идея о таком вза­и­мо­дей­ствии появи­лась отнюдь не слу­чайно. Созда­ние столь спе­ци­фи­че­ской кафедры, как «Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла»  есте­ственно потре­бо­вало уча­стия и помощи спе­ци­а­ли­стов наших музеев, пре­жде всего таких, как Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский музей, музей Декоративно-прикладного искусства, музей архитектуры им. А.В. Щусева., Гохран России и т.д.  

 

Рестав­ра­тор, полу­чив­ший под­го­товку в Стро­га­новке, оди­на­ково хорошо раз­би­ра­ется во всех аспек­тах рестав­ра­ции про­из­ве­де­ний деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства: и тех­но­ло­ги­че­ских, и худо­же­ствен­ных, и морально-эти­че­ских. Вот почему мы смело гово­рим о том, что пре­иму­ще­ство наших выпуск­ни­ков в том, что они одновре­менно и худож­ники, и мастера, и уче­ные, и фило­софы. Им при­суще целост­ное, систем­ное виде­ние задач, сто­я­щих перед науч­ной рестав­ра­цией, и они в своей работе все­гда будут руко­вод­ство­ваться свя­щен­ными для истин­ного рестав­ра­тора пра­ви­лом, кото­рое гла­сит: не навреди!