История старейшей кафедры Университета - кафедры художественного металла прочно связана со становлением строгановской школы и с важными периодами развития отечественной культуры, промышленности и образования.
Основание Строгановского училища принято считать началом подготовки специалистов в области художественного металла. В положении об открытии «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», утвержденного 16 августа 1825 года придавалось большое значение важности подготовки рисовальщиков для промышленности, особенно таких профессий, как «золотых дел мастеров, бриллиантщиков, чеканщиков, бронзовщиков, слесарей ... ». Фундаментом формирования кафедры стали события, произошедшие в 1902 году когда, после утверждения нового устава в Строгановском училище в числе 18 основных мастерских были открыты чеканная, монтировочная и эмальерная мастерские. С этого времени идейной особенностью кафедры Художественного металла стала неразрывная связь теории и практики, проектирования и создания художественных изделий из металла для российской промышленности. В Совет училища входили такие видные предприниматели, как С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, М.П. Овчинников, В.А. Болин, В.Г. Сапожников, В.С. Алексеев, К.С. Попов, С.И. Прохоров, А.И. Шамшин. По инициативе директора училища Н.В. Глобы студенты проходили производственную практику на фабриках московского региона, где изучали технологические особенности предприятия, оттачивали свое мастерство и другие необходимые навыки. Студенческие работы охотно отбирались фабрикантами для внедрения в производство. Многие выпускники кафедры работали художниками и мастерами на известных предприятиях К. Фаберже, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова. Я.Ф. Мишукова, Оловянишникова.
С первых лет революционной России для Строгановского училища начался новый этап развития. В 1918 году был создан Художественно Технический Совет. В 1919 году создается Художественно Технический Совет в составе Совнаркома Труда и Обороны. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки.
В новом учебном заведении уделялось большое внимание подготовке художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, в том числе металлообрабатывающий. Основатель и руководитель Металлообрабатывающего факультета А. Родченко сформулировал задачу факультета в возможности «дать государству кадры художников–конструктивистов». Студенты, «делая проекты утилитарных вещей и выполняя их практически (модели), по окончании факультета, получив звание инженера-художника, должны будут пойти на фабрики и заводы металлообрабатывающей промышленности, вооруженные творческими знаниями и знакомые практически с последним словом техники». Революционный романтизм молодой республики затронул учебный процесс, а слова вхутемасовского кумира В. Маяковского стали лозунгом учащихся мастерских:
«Мы – разносчики новой веры,
Красоте задающий железный тон,
Чтобы природами хилыми не сквернили скверы
В небеса шарахаем железобетон»
С середины 1930 года ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН в котором на факультете дерева и металла продолжали готовить инженеров-художников по дереву и металлу.
Одной из первых кафедр открытых в воссозданном в 1945 году МГХПУ стала кафедра художественной обработки металла. Возглавил её выпускник Императорского Строгановского училища, продолживший образование во ВХУТЕМАСе на факультете обработки металла и дерева З.Н.Быков. Став заведующим кафедры Художественной обработки металла, а в последствии ректором МВХПУ б. Строгановского. З.Н.Быков уделил большое внимание воссозданию мастерских кафедры и подготовки специалистов широкого профиля от ювелиров до монументалистов. Студенты получили возможность работать в чеканной, граверной, монтировочной, гальванопластической, литейной и кузнечной мастерских. К преподаванию были привлечены лучшие специалисты. Среди них: профессор Ф.Я. Мишуков – один из создателей методических основ советской реставрационной практики в области художественного металла; доцент Ф.П. Козлов, известный ювелир, некогда работавший на фирме Фаберже; доцент Л.X. Рапник. На кафедре передавали свои знания и опыт такие крупные специалисты, как доцент В.П. Петров, профессор А.В. Флеров.
C 1967 по 1972 годы кафедрой художественных изделий из металла, дерева и пластмассы заведовал Флёров Александр Владимирович. Диапазон исследуемых художественных проблем был необычайно широк: от мелкой пластики до промышленных объектов, от столовых сервизов до кабин самолётов. Глобальные преобразования в методах обучения и организации учебного процесса начались с 70-х годов, когда потребности промышленности вызвали большой интерес к промышленному проектированию. Выросший интерес к промышленным объектам потребовал создания новой учебно-методической структуры. В этот период кафедра разделилась на две - «Художественное проектирование» и «Художественные изделия из металла, дерева и пластмассы». Кафедра получила новое название и ориентиры, направленные на переработку кафедральной программы. Объектами художественного проектирования должны были стать монументально-декоративные и декоративно-прикладные изделия из металла и др. материалов, способных к синтезу с металлом.
Изменение художественных приоритетов кафедры художественных изделий из металла, дерева и пластмассы потребовало переосмысления и доработки учебной программы, которая окончательно сформировалась в 1984г. Авторитет кафедры в период c 1980 -1986 г. г. необычайно возрос, обусловленный двумя основными причинами: сильным педагогическим составом и большим опытом научно-методической работы. Заведовал кафедрой до 1984 г. профессор Борисов С. И. С 1984г. заведующим кафедрой стал профессор Мельник А. А. Работа велась в нескольких направлениях: проектирование, производственное обучение, конструирование, научная, методическая работа, творческая и выставочная деятельность. Восемь преподавателей вели дисциплину «Проектирование» (профессор Борисов С. И., и. о. доцента Саржант А. Ф., ст. преподаватель Маклаков В. П., ст. преподаватель Дёмина М. Т., ст. преподаватель Губко В. Ф., преподаватель Пуганов В. В., преподаватель Кравцов Н. А., преподаватель Ветлужских В. В.; два преподавателя вели производственное обучение (Шеманов Ю. А., Ветлужских В.В.), ст. преподаватель вёл занятия по конструированию. Был выпущен ряд методических пособий внутривузовским изданием, опубликованы работы преподавателей в издательствах «Высшая школа» и «Архитектура». Отчеты по научной и творческой работе кафедры в полной мере отражают творческую атмосферу, царящую в то время на кафедре. В это время выпущены методические пособия преподавателями, мастерами кафедры: Мельник А. А. «Архитектурно-декоративная пластика, основные закономерности построения рельефа», «Основные закономерности скульптурного рельефа», Дёмина М. Т., Методические пособия «Изготовление изделий из металла с горячей эмалью», методический альбом «Посуда из металла», Русанова Л. М., «Технология ювелирного дела», Саржант А. Ф. «Граверное дело» альбом и аннотация, Шеманов Ю. А., методическое пособие «Художественная обработка металла «Чеканка». Вышла в свет книга Шеманова Ю. А., Дёминой М. Т. «Эмаль, чеканка, ковка».
Значительное влияние на развитие учебного процесса, на рост авторитета преподавателей имела их практическая работа. Темы творческих работ разнообразны: от скульптурных портретов исторических личностей до проектов осветительной арматуры и кованых решёток в архитектуре. Наиболее интересны проекты Мельника А. А. Им были исполнены бюсты и барельефы: героя Советского Союза В. Н Корякова., Ф. Э Дзержинского., Ю. В. Андропова и т. д., Ст. преподавателем Дёминой М. Т. были выполнены медали «Знаки зодиака», «Коммуникация», «Ломоносов», портреты деятелей культуры, серия медалей, посвященных 40 -летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В эти годы была окончательно сформулированы методические задачи, которые определили направленность работы кафедры на многие годы на развитие образного мышления и творческих способностей студентов, необходимые для проектирования художественных изделий из металла, дерева в сочетании с другими материалами. В основу методики обучения был положен принцип от простого к сложному, который отразился в последовательности постановки учебных заданий, составляющий весь курс обучения на протяжении пяти лет. Все задания по проектированию были сформулированы с учётом смежных, как общевузовских, так и специальных дисциплин (материаловедение, конструирование, экономика и организации производства и др.). Особое внимание уделялось работе в мастерских, в которых студенты осуществляли свои проекты в материале.
Широко представлены темы курсовых и дипломных работ. Это и ювелирные изделия, и декоративный металл в архитектуре общественных зданий, плакеты, медали, фонтаны. Большое внимание уделялось участию студенческих работ в выставках. Так, в 1984г. студенты кафедры участвовали в шести выставках, наиболее интересными из которых оказались посвящённые 40-летию рождения Ю. А. Гагарина, «Физкультуре и спорту».
Отвечая традициям строгановской школы, основанной на воспитании художников промышленного искусства, отводились часы для работы в мастерских. Старейшие в Строгановском училище мастерские литейные, чеканные и эмалевые, способствовали детальному изучению технологии и основных навыков работы с материалом. Способствовали изучению практических навыков работы слесарные, граверные, гальванические, ювелирные мастерские.
В 90-годах училище вступило в полосу кризиса, связанного с политическими и экономическими преобразованиями в стране. Несмотря на трудности, научно-методическая, преподавательская работа успешно продолжалась. В это тяжёлое время под руководством доцента Панина А. М. продолжали добросовестно трудится: ст. преподаватель Русанова Л. М., ст. Преподаватель Левин А. С., ст. преподаватель Кочетков В. П., профессор Мельник А. А., преподаватель Гордейчева О. М. Ряды преподавателей пополнились молодым и талантливым педагогом Степаковым А. И. Отличительной чертой учебных заданий этого времени стало использование несколько стилевых направлений. Поощрялось обращение к национальным изобразительным мотивам, и к стилевым приёмам модерна. Появились задания с использованием Российской символики. В учебную программу были введены новые предметы: «Макетирование» и «История орнаментов-стилей». Преподаватели кафедры учитывали новую экономическую обстановку и делали попытки поиска в сфере коммерческой реализации. В одном из протоколов кафедры за 1992г. говорится: «Производственное обучение придется сводить к реальным вещам на коммерческой основе. Создать базу для мастерских, зарабатывать на материал деньги необходимо для дальнейшего развития кафедры». В курсовом и дипломном проектировании кафедра продолжала придерживаться принципа разнообразия тем. Приблизительный перечень заданий свидетельствует в этом: студентам со второго по четвёртый курс предлагались задания: ювелирный гарнитур, туалетный прибор, источник - архитектурно-декоративное решение, столовые приборы и сервизы, вывески для магазинов, часы в интерьере, медали и т. п. Ориентация на необходимость связать учебные задания с реальными объектами, подтолкнуло коллектив кафедры к решению пригласить для консультаций выдающегося специалиста в области архитектуры Свиридова А. И.
В русле традиций строгановской школы велась и методика обучения. Особое внимание уделялось обмерам и изучению стилей и орнаментов. Занятия проводились в музее училища, где студенты обмеряли и зарисовывали лучшие образцы утвари, чеканных, ювелирных и лепных изделий. Воспитанию художественного вкуса способствовали зарисовки и изучение старинных орнаментов. В дипломном проектировании преобладали классические формы художественного решения, и формы, основанные на традициях национального искусства. (Ювелирный гарнитур «Сирин», студент Аратовский С., руководитель доцент Панин А. М.; Памятная медаль «Правда» Ярослава Мудрого», студент Гаврилов С.; руководитель ст. преподаватель Кочетков В. П.; Сервиз для блинов «Иней», студент Тризно Э., руководитель доцент Панин А. М.)
Тем не менее, к 1993г. на кафедре остались всего лишь пять педагогов, ведущих проектирование, благодаря которым учебный процесс не прекращался. Среди них большую нагрузку вели Панин А. М, Русанова Л. М., Левин А. С., Степаков А. И. В 1993г. становится руководителем кафедры Кравцов Н. А., который сделал попытку реорганизовать работу кафедры с помощью усиления преподавательского состава. На кафедру приглашаются высококвалифицированные педагоги с других кафедр: с кафедры академического рисунка и.о. доцента Яновский О. Д. , с кафедры дизайна и.о. профессора Харьков В. А. Привлекается для работы плеяда молодых перспективных специалистов, выпускников кафедры: в качестве преподавателей были приглашены выпускники кафедры: Федунов С. Н. (в1993г.), Агафонова А. Ю. (в 1996г), Чавушьян Д. М, Левен О. Л. (в 1997г)
Научно-методическая работа велась в нескольких направлениях: написание и доработка учебных пособий, создание фотоальбомов для методических фондов. В связи с переходом на 6-летнее обучение и добавлением предметов для основного курса, дорабатывались программы по проектированию, макетированию, спец. скульптуре, истории орнамента и символики.
Характерной чертой этого периода истории кафедры явились поиски новых проектных решений. Наряду с традиционными приёмами художественного решения изделий из металла появляются новаторские. Диапазон тем дипломного претворения расширяется. По-прежнему уделяется большое внимание классическому наследию. Темы дипломного проектирования посвящаются городам России, памятникам архитектуры, историческим событиям.
С 1997 по 2015 годы кафедру возглавлял Федунов С. Н. За этот период времени были сохранены не только основные традиционные формы обучения, но педагогический коллектив кафедры, который пополнился успешно практикующими выпускниками МГХПУ им. Строганова кафедр: Художественного металла, Художественной керамики, Монументальной живописи. Это – художник по металлу Лисин Г. Л. (1998 г), ювелир Ярулин Д. Р.(1999 г.) , художник по металлу Жаворонков И. А. (2004 г.) , эмальер, председатель секции ДИ ТСХР Матько Е. Е.(2013), член-корр. РАХ Кузнецов Ф. А.(2014 г.), скульптор Добролюбов П. В. (2015г). В этот период удается расширить диапазон тем, например, храмовое искусство, включить в учебную программу новые виды обработки художественного металла и технологии – станковую горячую эмаль, 3D моделирование, компьютерную графику. В мастерских продолжалось изучение и освоение художественного металла. Высококвалифицированные мастера Скворцов А. Л., Непочатов С. В., Морозова Т .А., Нафиков В. Х. Беляков С. Д., Машавец А. А., Моисеев Д. В. успешно передавали профессиональный опыт студентам.
2015 год ознаменовал собой ряд перемен, связанных с необходимостью перестройки системы художественного образования и усиления е