Кафедра художественного проектирования интерьеров
Кафедра художественного проектирования интерьеров осуществляет подготовку студентов по образовательным программам высшего образования:
- Программе бакалавриата 54.03.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 4 года)
- Программе специалитета 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, специализация «Хдожественно-декоративное искусство(интерьер)» (срок обучения 6 лет)
- Программе магистратура 54.04.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 2 года)
Кафедра художественного проектирования интерьеров создана в 1956 году в процессе развития структуры университета. За время существования кафедры в ее составе работали известные мастера архитектуры: В.Г. Гельфрейх, Д.М. Поляков, Г.А. Захаров, А.М. Чечулин, В.П. Калмыков, А.И. Свиридов. Будучи заведующими кафедрой, они заложили основы учебной программы и направление, которое продолжает развиваться в методической работе.
Основным методом обучения студентов и подготовки их к самостоятельной деятельности, творческой работе является выполнение проектных работ под руководством преподавателей и консультантов.
Методические и творческие задачи решаются на базе основных типов современных архитектурных сооружений и фрагментов.
Программа курса «Проектирование» построена по принципу последовательного усложнения выдаваемых заданий: от графических упражнений и проектирования несложных пространственно и функционально сооружений, простейших интерьеров, к созданию проектов сложных многочисленных архитектурных или экспозиционных ансамблей.
Одновременно возрастает объемность и всесторонность разработки проектов — вплоть до выполнения рабочих чертежей отдельных фрагментов и деталей интерьера.
Программой предусматривается более 50 курсовых работ как длительных проектов, так и краткосрочных заданий — клаузур (4 часа), используемых для активизации творческого процесса и проверки самостоятельности студента.
Исходные данные каждого задания, основанные на целевых установках, нормах проектирования, анализе характера архитектурного объекта, окружающей среды и т. п., подготавливаются ведущим педагогом. Составленное задание на проектирование после утверждения его кафедрой в письменном виде выдаются студентам. Преподаватель сопровождает выдачу беседой, раскрывающей смысл и цели задания и составляет библиографию книг и статей, освещающих для студентов данную тему. Кроме того, выдача задания сопровождается вводной лекцией. В вводных лекциях излагаются типологические и нормативные данные, дается основная методическая установка. К проведению вводных и поясняющих задания лекций привлекаются специалисты и консультанты не только из числа преподавателей кафедры в институте, но также из специализированных архитектурно-проектных и художественных организаций.
Учебные задания студентам выдаются на основе реальных проектов зданий и сооружений, имеющих конкретную градостроительную основу. Процесс выполнения заданий идет постоянно на фоне глубокого ознакомления студентов с основами проектирования заданного типа зданий, разъясняются принципы их композиции, их традиции и современный опыт, технологические и технические требования, на конкретных примерах анализируются в теоретическом и практическом планах и поясняются соотношения конструктивного и декоративного в архитектуре. Раскрываются понятия масштабности, пропорций и архитектурной тектоники. Развиваются представления о синтезе изобразительных искусств, о логике построения и развития, органичности художественной формы, о безусловном понимании проектной работы, как процесса создания гармоничного архитектурно-художественного ансамбля.
Учебные проекты выполняются в чертежах и макетах. Состав проекта включает планы, фасады, разрезы, развертки помещений; фрагменты, перспективы и макеты.
Макетирование является одним из методов проектирования с помощью которого студент уточняет объемно-пространственную композицию. Обоснование принятого художественного решения, выбор отделочных материалов, технико-экономический расчет по отделочным работам приводятся в аннотациях к проектам, либо в пояснительных записках.
Методика выполнения курсовых работ в схеме следующая:
- выдача задания и вводная лекция;
- вводные клаузуры на тему задания (или на фрагмент ее) и методический разбор их;
- разработка и утверждение эскиза-идеи и методический разбор;
- выполнение чертежей проекта в заданном объеме;
- кафедральный просмотр и методический разбор ведущим преподавателем итогов работы каждого студента в группе.
В процессе учебы студенты знакомятся с основными типами архитектурных сооружений и приемами их внутренней архитектурно-художественной и технологической организации, отделки и оборудования.
Завершением курса проектирования является дипломное задание.
На первом этапе дипломного проектирования студенты пишут реферат на тему дипломного задания (история развития и мировой опыт по данной теме — предпроектный анализ). Программой предусматриваются тематические зкскурсии, во время которых студенты знакомятся с наиболее значительными современными сооружениями и памятниками архитектуры.
Особенностью программы курса «Проектирование» является его комплексное построение и широкий охват многих проблем — архитектурные конструкции и отделочные материалы, мебель и осветительная арматура, синтез искусств и ландшафтная архитектура и т. д. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам кафедры «Проектирование интерьеров» успешно работать в проектных организациях полноправными членами творческих, архитектурных и художественных коллективов, выполняя всю палитру профессиональных обязанностей художника-архитектора в области проектирования интерьеров.