История кафедры
После Великой Отечественной войны, в 1945 году, советское правительство приняло постановление восстановить Строгановское училище. В Московском высшем художественно – промышленном училище были основаны специализированные факультеты, кафедры и среди них – кафедра рисунка. Назначение кафедры состояло в обучение студентов умению грамотно и уверенно изображать окружающий мир графическими средствами, применять эти приобретенные знания в будущих специализациях мастеров – проектировщиков различных отраслей декоративно – прикладного искусства.
Именно это направление и отличает кафедру рисунка РГХПУ от сугубо художественных вузов страны по задачам и методам обучения. В художественных вузах, где рисунку отведено достаточное количество часов, традиционно используется так называемый «академический» рисунок. В вузах художественно – промышленного профиля, в частности в РГХПУ, в данной дисциплине одной и главных задач становится формирование профессионального предметного восприятия и мышления будущих художников.
Кафедра проводит большую научно-методическую, исследовательскую работу, связанную как с общими, так и с частными проблемами преподавания рисунку.
На протяжении многих лет кафедрой оказывается методическая помощь вузам художественно-промышленного профиля, художественным училищам и школам в соответствии программ по рисунку, организации передвижных выставок.
Прикладная концепция обучения рисунку в имеет глубокие исторические корни. Не смотря на то, что кафедре рисунка чуть более 60-ти лет, формирование «строгановского» стиля рисования началось ещё в середине ХIХ века.
Если рассмотреть строгановскую методику обучения рисунку в историческом контексте, то необходимо отметить, что за время существования учебного рисунка в вузе выделились 4 подхода к преподаванию: копировальный, натурный, изобретательский и объёмно-пространственный. Эволюция этих подходов была обусловлена чёткой ориентацией училища на подготовку целого спектра специалистов в разных областях художественно-промышленного производства.
Формирование специфики строгановского рисунка относится к периоду 1825-1848 гг. «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», как в те годы называлась Академия, была обязана воспитывать художников различных ремесленных специальностей – «орнаментовщиков», а также учителей рисования как для самой Школы, так и для губернских гимназий. С этой целью в стенах Школы были оборудованы мастерские, где учащиеся отрабатывали профессиональные навыки в избираемых ремеслах. Это были столярная, керамическая, литографская, ситценабивная мастерские и ряд других. В них учащиеся по своим рисункам изготовляли различные орнаменты для тканей, расписывали фарфоровую и фаянсовую посуду, переводили планы станков и машин в изометрию и перспективу и т.д.
С учетом специализированной направленности обучения была разработана соответствующая программа по учебному рисунку, получившего название «приуготовительный», предусматривавшая 6-летний срок обучения и основывавшаяся на копировальном и натурном подходах к рисованию, с преобладанием первого. Основной задачей данного метода обучения было воспитание элементарной графической грамотности, развитие способности выполнять технологически верные рисунки.
Копировальный подход предусматривал впервые 3 года обучения, в которые входили копирование рисунков геометрических тел, линейная коллекция, контуры цветов и орнаментов со специальных таблиц. Для этого графом Строгановым во Франции, Германии и Италии были закуплены разного рода методические пособия – таблицы, альбомы с орнаментами и чертежами, рисунки ландшафтов и цветов. Организатор Школы ежегодно выписывал из Академии Художеств лучшие рисунки для воспитания у своих подопечных эстетического начала.
С 4-го года обучения вводилась специализация. Выбравшие своим ремеслом, например, живопись по фарфору и фаянсу, больше учебных часов уделяли копированию цветов, ландшафтов и животных, необходимых тематических атрибутов для росписи. Это касалось и будущих специалистов ткацко-набивного дела. Для специализирующихся по «машинной части» больше часов уделялось рисованию геометрических тел с натуры с построением теней и копированию архитектуры с перспективой, наброски машин и механизмов с натуры и кратковременные наброски с гипсовых статуй. Для сочинения рисунков на основе навыков, получаемых при копировании оригиналов, в 1830-м году был открыт класс «технического рисования», т.е. «проектирования», что отвечало запросам растущего массового производства. Со временем программа по рисунку менялась, но основополагающий принцип: преподавать рисование так, чтобы полученные навыки пригодились на производстве, - сохранялся вплоть до 1917 года.
В первые два десятилетия существования Строгановского училища обозначилась основная цель его учебного рисунка – дать будущему специалисту ряд графических приемов, необходимых в профессиональной деятельности. Основной задачей стало развить с помощью рисунка композиционное и объемно-пространственное мышление.
С рубежа 1860-го вплоть до 1880-го года в училище сохранялись два прежних подхода к рисованию. Разница с предыдущим периодом заключалась в том, что копировальный подход постепенно утрачивал актуальность, уступая место натурному.
За период обучения в 5 лет в первые 3 года преподавалось так называемое «академическое» рисование или как его официально назвали «общее». В программу входили натурные зарисовки цветов, пейзажей, плодов. Указанные объекты также копировались с таблиц. Копированию подлежали рисунки голов человека и отдельных частей тела. На основе полученных в начальный период обучения навыков в рисунке, в последние два года учащиеся изобретали свои композиции, которые использовались в разрядах «рисовальном» и «орнаментальном». В первом разряде специализировались на изготовлении рисунков по ткацкой и набивной частям. Во втором специализация шла по сочинению орнаментов для слесарного, мебельного, лепного, бронзового ремесел, фарфорово-фаянсовой промышленности и литографии.
Задачей натурного подхода к рисованию было глубокое изучение изображаемых объектов. Суть его заключалась тогда в том, что на этой основе становилось возможным создавать новые композиционные графические формы. Методом рисования стало вычленение средств конструктивной дизайн-формы: стилизация, обобщение и комбинаторика.
Период 1885-1895 гг. характерен тем, что в преподавании рисунка обозначился новый подход – изобретательский. Если в функцию «общего» рисования ранее входило изучение натуры и сочинение рисунков в учебные часы, выделенные на «техническое» рисование (проектирование), то теперь предлагалось делать эскизы по представлению непосредственно на уроках по рисунку. Осуществлялось это в процессе изучения проволочной модели человека – каркаса. Данное нововведение объясняется привлечением к преподаванию в училище ряда видных архитекторов конца XIX века – Ф.О. Шехтеля, С.У. Соловьева и других, благодаря которым была заложена основа связи Строгановского училища с архитектурным проектированием.
С этого начиналось развитие объемно-пространственного мышления у будущих специалистов. Новый подход обнаружился в обучении основам композиции с целостностью и гармоничной связью с деталью. В 1892 г. Строгановским училищем было выпущено особое печатное «Наставление» по рисунку, в котором предлагалось делать натурные зарисовки цветов, растений, художественных изделий из золота, серебра, железа или дерева. «Наставление» было заранее методически подготовлено: в 1887 году преподавателем училища академиком Васильевым было опубликовано учебное пособие – «12 образцов для упражнений в рисовании кистью».
Преподаватели рисования в своем большинстве были тесно связаны с производством. Например, К.Т. Манков работал на фарфоровой фабрике Гарднера; А.В. Вишневский был связан с полиграфическим производством; Ф.И. Оленев работал на московских фабриках Овчинникова и Хлебникова, где применялся рельефный орнамент на церковной утвари и других серебряных и золотых изделиях. Вполне естественно, что они знакомили своих учеников с теми рисовальными техниками, которые применялись в практической работе.
Существенные изменения произошли в программе по рисунку на рубеже XIX-XX веков. Во-первых, увеличилось количество часов на рисование по представлению и по памяти. Это явилось углублением изобретательского подхода к рисунку. Во-вторых, обязательным для всех специализаций становилось обучение владению пятью техниками рисования – карандашом, пером, тушью, акварелью и гуашью.
Наметилась дифференциация рисунка на общий и специальный. В начальном периоде, изучая разные техники рисунка, студенты отрабатывали их в соответствующих технологических производственных процессах. Это касалось техники нанесения штриха, работы с пятном, с линией, композиционной грамоты построения изображения в целом. В последние 3 года обучения учащиеся переходили к работе с живой натурой, используя в рисовании те навыки, которые были получены в первом периоде.
В преподавании рисунка последних трех лет обучения в училище делался акцент на рисовании фигуры человека. В 1908 г. в программе «академического» рисования были поставлены задачи на быструю фиксацию замысла рисовальщика-проектировщика, что осуществлялось в набросках и кратковременных рисунках. Длительные задания по рисунку были отменены.
Ориентация училища на подготовку «универсального» специалиста высокого уровня обусловила обучение владению пятью техниками рисования – карандашом, тушью, пером, акварелью и гуашью. Выпускник Строгановской Школы был способен работать в любой области художественной промышленности. Все навыки, получаемые студентами в рисовании, отрабатывались на практике – на фабриках, мануфактурах, в полиграфических издательствах.
Понимание того, что рисунок становится не только графическим средством проектирования вещи, но и средством быстрой фиксации проектной идеи, образа привело к тому, что в последнее десятилетие (1908-1918) в учебном процессе было увеличено количество часов на наброски и кратковременные рисунки. Данное нововведение использовалось затем в программе по рисованию во ВХУТЕМАСе и позже, в МВХПА в период 1970-1980-х гг.
Первые 5 лет работы ВХУТЕМАСа (1918-1923) преподавание рисунка как общевузовской дисциплины шло в двух противоположных направлениях. С одной стороны, формировались, в большей степени интуитивно, экспериментально, приемы рисования, которые могли составить основу будущей методики преподавания. С другой, традиции, методы и навыки, широко применявшиеся в училище до рубежа 1917 г., если и учитывались, то слабо и поэтому не смогли повлиять на складывающуюся графическую стилистику.
Н. Ладовский создал во ВХУТЕМАСе пропедевтическую дисциплину «Пространство» и ввел новый – психоаналитический – метод преподавания на Архитектурном факультете. Метод Ладовского лег в основу создающейся концепции преподавания рисунка. В 1923 г. эта концепция под руководством В.Фаворского и П. Павлинова сформировалась и получила практическое применение. Метод преподавания рисования получил название «метод конструктивно-пластического анализа».
В 1923 г. центром разработки новой концепции преподавания рисунка стал Графический факультет. Его преподавателями были В.Фаворский, П.Павлинов, С.Герасимов, П.Митурич, Л.Бруни, Н.Куприянов. В период 1918-1923 гг. «рисунок» как самостоятельная общевузовская дисциплина отсутствовал. Программа основного курса предусматривала следующую последовательность изучения элементов изобразительной формы: масса и конструкция, объем, группа объемов, пространство.
Студентов постепенно, через осознание материальности и конструктивной трехмерности форм, восприятие групп объемов как целого сложного объема подводили к пониманию пространства как цельной синтетической среды. Простейшие задания на соотношение объема и пространства не могли быть только учебным упражнением, они влияли на мировоззрение будущего художника. Для изображения пространства на плоскости применялись различные приемы: перспективное сокращение размеров одномасштабных предметов, закрывание одного предмета другим, определенным образом расположенным относительно луча зрения, «затуманивание» очертаний предмета не вполне прозрачным, влажным или пыльным воздухом и т.д.
В отличие от академического рисунка в том его понимании, какое было принято в Академии художеств, где большое внимание уделялось построению и выявлению пластики объемной композиции за счет светотени, Павлинов ориентировал ученика не на внешнее визуальное, а на аналитическое восприятие модели. Под руководством В. Фаворского и П. Павлинова студенты от занятия к занятию последовательно прорабатывали темы, входящие в программу. Студентов приучали строить объемную композицию, видеть изображаемый предмет как единое целое, в каждой части модели – определенную геометрическую форму, в конкретном ракурсе и сочлененную с другими элементами.
Разработанная концепция обучения рисунку включала художественное изображение предмета - создание «художественного образа», и техническое рисование - выявление «технического образа» объекта.
Учебный рисунок становился инструментом проектного мышления, поскольку, изучив теорию композиции и получив необходимые практические навыки, студент мог использовать рисунок как средство достижения проектного результата.
В период 1945-1965 гг., когда было официально восстановлено МВХПУ и вуз после своего расформирования в 1930 г. продолжил работу, основополагающим методом обучения рисунку являлся «декоративно-графический». Несмотря на то, что преподаватели кафедры рисунка (Н.П.Христенко, Г.К.Яковлев, В.Е.Егоров, В.И.Козлинский, М.А.Марков и другие) представляли «вхутемасовские» традиции и академические, опора на академические традиции явилась решающей, что было вполне логично, поскольку основным «полем» деятельности выпускников института являлась декоративно-прикладная сфера.
Сохранение творческого наследия ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа позволило кафедре академического рисунка МВХПА, руководимой с середины 1960-х годов Ф.Ф.Волошко, разработать систему, которая была способна сформулировать у студента проектное графическое мышление.
Ф.Ф.Волошко решил использовать опыт метода объемно-пространственного («конструктивного») анализа формы, предложенный Фаворским и Павлиновым в 20-е годы.
Принципы обучения на первых и последних курсах были различны. На первых предлагалось изучить основы композиционного и конструктивного мышления: осваивался пространственный анализ, сложные пластические формы приводились к простым геометрическим объемам. На старших курсах вначале большее значение придавалось эмоциональности, экспрессии изображения.
Кафедра неоднократно участвовала в общесоюзных выставках студенческих рисунков, проводимых научно-методическим составом Академии художеств СССР, организовала и проводила межвузовские и внутривузовские конференции по рисунку.