picture modal

Университет имени С.Г. Строганова

История кафедры

Те изменения в обучении на кафедре академической живописи, которые происходят сегодня, корнями уходят в историю Строгановки. Время изменило необходимые условия и требования в преподавании живописи. Общие цели и задачи образования определили  новый вектор в преподавании этой  дисциплины. Преподаватели кафедры искали новые возможности в обучении, терпеливо вникая в тайны построения и схемы учебного процесса.  В стране и мире развивалось промышленное производство, и вместе с ним менялся  взгляд художника: от простого исполнителя до широко образованного, эрудированного специалиста. В последнее время компьютер стал главным инструментом дизайнера. Но трудно представить себе художника без красок и кисти в руке. Последовательное обучение, передача собственного опыта, накопленных знаний  являются сердцевиной учебно-творческого процесса. 

Общественная жизнь кафедры – это человеческое и творческое взаимопонимание. В трудные девяностые годы для неформального общения уезжали в подмосковную Немчиновку,  где в майские праздники под летящим на ветру вишневым цветом был накрыт стол. 

Поначалу в старой Строгановке  рисовали различные орнаменты и  цветы в красках. Изучали, копировали, учились по образцам.  Живопись имела прикладной характер. Позже был открыт класс театрально-декоративной живописи, которым руководил выдающийся художник своего времени К.А. Коровин. Его отличало умение постигать образную суть явлений и мощно передавать цветовые построения. Чувство гармонии и единства в театре несло в себе идеи гуманизма и новых знаний, соединив в общедоступной форме несколько видов пластических искусств. 

Академическая живопись была востребована как предмет, непосредственно влияющий на формирование личности художника-творца. Не механическое копирование видимой натуры, а последовательное изучение законов природы  стало главным и определяющим посылом в учебном процессе. «Упражнения в стилизации» давал М.А.Врубель,  живописец, стилист, обладающий тонким чутьем колорита. Великолепно чувствующий материал: будь то керамика, стекло, текстиль и другое. Он рисовал мелом на доске (это была чудо-графика) увлекая экспромтом и творческой избыточностью. 

Настоящее  –  это  время смелых экспериментов с формой, стилем, композицией. 

В 20-е годы мастерской художника становится производство. Занятия вел А.Осмеркин, который обладал чувством времени и глубоким пониманием построения формы цветом на плоскости.  В мастерской А.Родченко большое внимание уделялось цвету. Считается, что цвет в искусстве – сильнейший раздражитель, влияющий на органы чувств. Преподавателями стали лучшие мастера того времени; живописцы, художники-новаторы, обладатели громких имен в современном искусстве: Р.Фальк, П.Кончаловский, А.Лентулов, А.Куприн, П.Кузнецов, Н.Чернышев. Соединив интуицию с образным мышлением и богатством натуры, С.В.Герасимов на словах и личным примером заражал и вдохновлял своим оптимизмом. Исправляя работы учеников, он практически ввел прообраз мастер-класса. Затем уже в пятидесятые годы, возник интерес к современным формам монументального искусства: мозаика, витраж, роспись. В это время работал А.Дейнека, современный классик, обладающий чувством сопричастности ко всему происходящему. Решались задачи по работе в архитектуре и предметно-пространственной среде. По прошествии  времени некоторым образом видоизменялись требования, которые ставила кафедра для специалистов монументально-декоративного и прикладного направления. Преподавать стали ведущие художники живописцы: Сергей Васильевич Герасимов, который создавал картины, писал великолепные этюды с натуры, владевший не только масляной, но и акварельной техникой. Человек, который умел несколькими фразами точно и метко обозначить направление поиска, необходимого в учебе. Николай Христофорович Максимов,  мастер натюрморта, художник, тонко понимающий искусство, писал в свободной манере. Владел импрессионистическим мазком, обладая тонким чутьем общего строя и цветовой гармонии. В.Н.Комарденков – яркий ученик В.Серова и К.Коровина, как театральный художник владел  подчеркнуто декоративной манерой. Оформил с В.Маяковским спектакль «Мистерия-буфф», работал в Окнах РОСТа. 

После М. А. Маркова, который был учеником К.А.Коровина, кафедру возглавил Дмитрий Капитонович Тегин – ученик В.Иогансона, художник и педагог. Ему свойственна плотная живопись. Густой сочный колорит. 

Вскоре пришло время молодых. Мастер акварели, много лет отдавшая преподаванию на кафедре Екатерина Сергеевна Сухомлинова,  ранее учившаяся у В.Н.Бакшеева, вспоминает о старших коллегах: «Живопись для них была  непреходящей ценностью. Интеллигенты, они говорили о высоком в искусстве, жизни и политике, но никогда о здоровье». Георгий Степанович Кареев - человек, переживший смерть во время войны. Студенты приходили к нему домой смотреть этюды слушать рассказы, учились общаться. Осенью работали на пленэре в парках и усадьбах Москвы. Писали музейные интерьеры. 

С тех пор произошли неизбежные перемены в структуре и к требованиям профессии. Сейчас это различные направления дизайна и коммуникаций. Художник-дизайнер – это специалист широкого профиля, владеющий навыками академической школы. Живопись – как один из главных предметов, всегда была востребована в обучении. Овладев на начальном этапе приемами работы цветом на плоскости, развивается творческое воображение. Но учащимся  тесно в рамках ремесла. Собственно в прикладном искусстве живопись может органично существовать  на керамике, на тканях, на форме,  по дереву, по стеклу, в интерьере. Живопись и история искусств соединяют теорию с практикой. Эти знания активно используются в проектировании, а также влияют на общую культуру мышления художника. 

С 1952 года преподавал, а затем в должности заведующего кафедрой работал С. М. Годына, который воспитал несколько поколений художников. «Учитель всех преподавателей»  с уважением говорят о нем коллеги. Более десяти лет работал В. Г. Калинин Действительный член Российской Академии Художеств. Его живопись – это сложное историко-философское построение холста через цветовой поиск. В его понимании живопись становится профессиональной категорией точного звучания. 

В постперестроечное время на кафедре стали преподавать известные художники поколения так называемых художников-семидесятников: И.М.Бройдо,  который любил учеников, как родных детей. В.В.Рожнев  – выпускник Суриковского института эффектный мужчина, эстет, любитель красивого жеста. Каждый по-своему вел занятия, увлекая манерой поведения и собственной харизмой. Они поднимали  планку преподавания до самого высокого уровня. 

В настоящее время кафедра академической живописи ведет занятия на факультетах «Декоративно-прикладного искусства», «Дизайн».  Многие положения «Иллюстрированной программы» учебных заданий для всех специальностей 1- 5 курсов (на примере ранее созданной, ее основные положения бережно сохранены ) были разработаны в 1980 – 1986 учебные годы под руководством профессора Д.К.Тегина. В работе над программой принимали участие педагоги: С.М. Годына, Е.И Соколова, И.В. Сердюков, Е.С. Сухомлинова, Е.С. Пожильцова и другие. Затем в 2009 были  адаптированы некоторые пункты  программы с учетом новых требований. Базовая методологическая основа занятий составляет следование классическим образцам русского и мирового искусства. 

18 лет кафедрой руководил живописец и график В.А.Никитин. При нем кафедра обрела сегодняшний уровень, поддерживая высокие требования в учебном процессе. 

Сегодня кафедрой  академической живописи заведует действительный член Российской академии художеств, Вице-президент Творческого союза художников России, художник-пейзажист, организатор выставочных проектов Е.В. Ромашко.