picture modal

Университет имени С.Г. Строганова

Пётр Григорьевич Редечкин

Пилипенко Софья, бакалавр 1 курса кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна»

 

Будущий художник родился в Рязанской области, селе Пощупово, 23 января 1919 года. Стоит упомянуть, что Пощупово было живописным местом – с пригорков открывался замечательный вид, а неподалеку находился Иоанно-Богословский монастырь. Возможно, этот факт, вкупе с влиянием творческого старшего брата Петра Григорьевича – Василия – подтолкнули Редечкина к рисованию. С детства он был увлечён искусством: рисовал портреты знакомых, природу, предметы быта. В 1937-1939 годах Пётр учился при МОСХе.

 

В 1939 году Редечкин был призван в Красную армию на срочную службу. Во время войны художник вёл дневник, в котором делал натуралистичные зарисовки, включающие в себя портреты сослуживцев. В них художник четко захватывает образ портретируемого, к примеру, сослуживец Василий Тихомиров явно сосредоточен на письме, что передают сведенные книзу уголки рта и твердый взгляд, направленный на бумагу. Наклон головы придает легкости, создается впечатление, будто Василий увлечен этим занятием, возможно, ведёт дневник, или пишет письмо близким. Линии толстые и темные, обозначающие плотную ночную тьму, при этом некоторые участки практически лишены очертаний, линии становятся легкими и нежными, таким образом возможно проследить, откуда идёт свет.  Ещё один портрет, на котором изображён Василий Романов, также отличается живостью черт модели. В этот раз сослуживец позирует – поза открыта, взгляд направлен на зрителя. И здесь Редечкину удалось передать индивидуальные черты: глаза сослуживца не лишены живости, напротив, заметен легкий прищур, словно радостный, при этом взгляд спокоен, даже серьёзен, а губы замерли в лёгком напряжении, будто от улыбки. Выразительности портрету придают прерывистые ритмичные линии на лице и одежде, и тёмные резкие линии тени.

 

В коллекцию работ военного периода входят и другие зарисовки. Я выделила работу «Керчь. У горы Митридат» 1945 года. Здесь большое внимание уделено руинам здания, напоминающего древнегреческий периптер. Данная работа необычна, во-первых, своим антуражем, несвойственным предыдущим работам, а также удивительной детализацией здания. Каждая колонна испещрена отверстиями от пуль или снарядов, которые чернеют на массиве здания резкими очертаниями. Твердые вертикальные линии на контрасте с резкими наклонными создают драматизм в работе.

 

После войны, в конце 40-х начале 50-х годов Редечкин работал при изостудии, где совместно с другими художниками писал многометровые работы. Однако Петру недоставало навыков в построении композиции и трактовке фигур, и в 1949 году он поступает в МВХПУ – отделение монументально-декоративной живописи в Строгановке. В 1954 году за картину «Большая семья» был награждён первой премией ВЦСПС. Это большое (200 х 400 см) многофигурное полотно писалось несколькими людьми на протяжении пяти лет.

 

В середине 50-х годов Пётр вместе с членами бригады расписывал потолки, стены и интерьер ресторана гостиницы Пекин. Им, совместно с другими художниками, была выполнена роспись в павильоне ВДНХ, также по его эскизам смонтировали керамическое панно для санатория «Таврия» и выполнили роспись «Виноградари».

 

В 1961 году Редечкин стал преподавателем в МВХПУ, причем его заслуги отмечались как другими преподавателями, так и студентами, которые отличались мастерством благодаря его обучению.

 

В 70-х годах Пётр Григорьевич становится иллюстратором литературных произведений, например, эпизоды «Му-му», «Дубровского» и «Одиссеи» были им талантливо проиллюстрированы и отличались наглядностью и точностью исполнения.

 

В поздний период жизни Редечкин оставался деятельным преподавателем МВХПУ, участвовал в выставках, составлял анатомические атласы, продолжал дорабатывать этюды и многофигурные композиции, дописывал незаконченные работы. Благодаря этому можно заметить, как его художественное мастерство заметно выросло по сравнению с ранними работами. «Офицер РККА» - графический портрет мужчины. Акцент сделан на лице, а одежда выполнена условно. Линии стали изящны, тонки, лучше передают объём, а светотеневые переходы стали более плавными.

 

14 ноября 2004 года Пётр Григорьевич Редечкин скончался в возрасте 85 лет. За свою долгую жизнь он успел внести огромный вклад не только в искусство и культуру, но и в историю своей страны.