Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968)
Арианна Дмитриева, бакалавр 1 курса кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна»
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968) – российский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами), и в том числе преподавал во ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ (нынешнее название – РГХПУ им. С.Г. Строганова).
Отец Кузнецова был иконописцем, так что художественные способности мальчика поощрялись с детства. В 1887 году в Саратове образовалось «Общество любителей изящных искусств», которое впоследствии стало школой, куда Кузнецов попал, будучи ребёнком и занимался в течение нескольких лет. Борисов-Мусатов был одним из его учителей. Влияние Борисова-Мусатова на сложившуюся стилистику Кузнецова из буйства красок и энергии с множеством декоративных решений сложно отрицать; оно заметно, невооружённым глазом. Отучившись в школе, в 1897 году Павел Кузнецов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему преподавали Валентин Серов и Константин Коровин. Юный художник подавал огромные надежды, и впоследствии пришёл к успеху. Во время становления, Кузнецов увлекался французским импрессионизмом – и это вполне закономерное увлечение: яркие цвета и выразительные силуэты природы всегда находили отклик в душе художника.
В 1904 году вместе с друзьями-художниками Кузнецов открыл в Саратове выставку «Алая роза». Декоративные мотивы в работах Павла Кузнецова сочетаются с утончёнными фантазиями... Выставка производит впечатление на публику и на критику. В то время Борисов-Мусатов высказывался о художнике так: «...у него масса энергии, и он любит работать как истинный художник. Его душа особенная – нужно разобраться и понять её...». Три года спустя в Москве открылась выставка «Голубая роза», положившая начало русскому символизму. Лидером этого движения стал Павел Кузнецов. Среди работ того периода мы можем отметить изысканные «Голубой фонтан» и «Утро».
Павел Кузнецов. «Вечер в степи». 1912
Павел Кузнецов. «Голубой фонтан». 1905
Павел Кузнецов. «Утро». 1905
Осенью 1908 года Кузнецов отправился во Францию знакомиться с живописью. Интерес европейских художников к теме Востока (к примеру, циклы восточного характера были у Гогена и Матисса) так же распространился и на Павла Кузнецова. Вернувшись в Россию, он отправляется в заволжскую степь, и далее в Среднюю Азию... Там он находит свой первобытный рай – свою идиллию. Его работы восторженно встречены критиками, а затем и зрителями. Работы того периода попали в многочисленные престижные коллекции; слава художника продолжает расти. На смену киргизским и бухарским мотивам приходят цветочные мотивы: появляются серии натюрмортов. Сам художник писал в воспоминаниях: «...в моём творчестве во все его периоды большую роль играют цветы. Цветы – это праздник природы, дающий человечеству жизнь и импульс...»
Павел Кузнецов. «Гадание». 1912
Павел Кузнецов. «Вечер в степи». 1912
Павел Кузнецов. «Узбечка». 1920
Павел Кузнецов. «Стрижка баранов». 1912
Первая мировая война, революции, гражданская война. Налаженный быт и худ занятия рушатся. В годы революции работал с огромным энтузиазмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). И как только восстанавливается мирная жизнь, Кузнецов срывается в странствия: Крым, Кавказ, вновь Средняя Азия. Наконец, Берлин и Париж. В Париже в 1923 году в галерее открылась его совместная с женой-художницей выставка. Сюжеты его картин меняются, но остаются легкость и характерная для Кузнецова гамма – тонкие переливы цветовых тонов... их чистота и сверкание определяют его живописную палитру как тональную. Тематика полотен расширялась, автор обращался к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых ощутим «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Кузнецов обращается к семантике строительства новой жизни – изображает промышленную деятельность. Тогда же появляются портеры жены, друзей, брата. Но и камерные сюжеты не исчезают.
Павел Кузнецов. «Портрет скульптора Матвеева».
Павел Кузнецов. «Парижские комедианты», 1925
Павел Кузнецов. «Пушбол». 1931
На даче художник проводит месяцы, рождаются многочисленные этюды, растворенные в солнечных лучах, пульсирующие цветом. Всю жизнь Павел Кузнецов хранил первые пронзившие его впечатления из детства, восхищение «цветущими саратовскими садами и восходящим над Волгой солнцем»... «Против города Саратова, в котором я родился, раскрывается громадное воздушно-степное пространство, не мешающее мысли и взгляду человека пролетать равнодушно».
Скончался в Москве 21 февраля 1968 года. Похоронен на Введенском кладбище.