Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
Вера Новикова, бакалавр 1 курса кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна»
Юность будущего художника происходила в неспокойное время — период революций, Первой мировой и Гражданской войны. Отсутствие спокойствия и стабильности чувствовалось как в обществе в целом, так и в частной жизни Александра. Изначально отец не принял его стремление к творчеству и отправил обучаться по собственным стопам в железнодорожное училище, которое Дейнека вскоре бросил и стал обучаться рисунку в Харькове. Во время Гражданской войны занятия в училище прекратились. В этот период Дейнека добывал себе средства к существованию, не отказываясь от любой работы, и параллельно активно участвовал в политической жизни страны. Позднее он выступил на стороне большевиков и оборонял Курск от войск генерала Деникина.
Вернуться к творчеству удалось лишь в 1920 году уже в Москве. Там Дейнека окончил Высшие художественно-технические мастерские и начал сотрудничать с несколькими журналами, параллельно участвуя в выставочной и художественной жизни столицы.
Творчество художника принято считать образцом соцреализма в живописи. Частой в его творчестве является тема «счастливого советского человека», а также темы спорта и труда. Однако особое место в нём занимают картины военного времени.
Влияние на художника оказали командировки на фронт. Там он стал свидетелем ожесточённых битв и сделал множество зарисовок. Также большое влияние на творчество этого периода оказала и личная трагедия автора — его мать и сестра оказались в оккупации, где мать позднее погибла.
Живопись периода Великой Отечественной войны наполнена особым трагизмом и эмоциональностью. Наиболее ярко это выражено в работах «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Танки идут на фронт», «Сбитый ас». Холодный, тревожный колорит, динамичная композиция, контрастирующие оттенки — всё это погружает зрителя в событие, изображённое на картине, делая его не отстранённым наблюдателем, но участником происходящего.
Тяготы военного времени, его атмосфера наложили отпечаток не только на повседневную жизнь автора, но и на его творчество в первую очередь. Эмоции, владевшие художником в момент написания полотен, обусловили его особое художественное видение этих работ.