Вадим Сидур (1924-1986)
Струнина Варвара, бакалавр 1 курса кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна»
Вадим Сидур (1924-1986) – советский скульптор-монументалист. Родился в нынешнем Днепропетровске в семье экономиста и учительницы английского. В 1942 году Вадим Абрамович был отправлен на фронт. Во время сражений он получил тяжелое ранение с серьезным повреждением челюсти и контузию, после этого был мобилизован с инвалидной степенью. В 1944 году Сидур поступил в Медицинский институт Сталинабада. Спустя год Вадим Абрамович приехал в Москвуна реабилитацию, тогда же он решил остаться и поступить в Высшее художественно-промышленное училище имени С.Г. Строганова (ныне РГХПУ имени С.Г. Строганова) нафакультет монументальной скульптуры. Здесь он проучился восемь лет. Он создавал и жанровые скульптуры в реалистичной манере, и монументальные абстрагированные формы, работал с разными материалами, неизменным было изображение человеческой фигуры. «В центре моей модели мира всегда стоял и стоит человек, и наиважнейшие, на мой взгляд, проблемы его бытия. Мир без человека мне не интересен», — говорил Сидур.
Пережив инфаркт в 1961 году,скульптор долго не мог ничего создавать. Когда он вернулся к творчеству, в его работах появилось больше символизма и обобщения, повествовательность ушла на второй план. Пластика скульптуры стала еще более образной и лаконичной.
В последние двадцать пять лет у Вадима Сидура были очень ограниченные возможности для творческой деятельности: государство больше не давало заказов, работы скульптора отказывались выставлять, выделенное подвальное помещение служило мастерской. В то же время, о Сидуре широко знали в Германии и за ее пределами, благодаря знакомству с Карлом Аймермахером, немецким славистом, которого крайне заинтересовали работы скульптора. «Впервые я увидел фотографии скульптур Вадима в Праге, у одного моего приятеля — чехословацкого журналиста, и, честно говоря, не поверил, что подобное искусство возможно в СССР. Одна работа называлась «Пулеметчик»: у героя не было лица, только каска. Человек превращался в инструмент! Меня это поразило, и я захотел познакомиться с автором». Карл Аймермахер проводил и публиковал интервью с автором, устраивал выставки работ Сидура.
Полученный в юном возрасте опыт участия в войне и долгого восстановления в госпиталях оставили след в его творчестве навсегда – темы смерти, скорби, физической неполноценности, эмоциональных переживаний и общей экзистенции проходят красной нитью сквозь всю творческую жизнь автора.