picture modal

Университет имени С.Г. Строганова

Пётр Григорьевич Редечкин

Требушевская Александра, бакалавр 2 курса кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна»

 

Пётр Григорьевич Редечкин родился в 1919 году в крестьянской семье в семье Пощупово Рязанской области. Позже семья будущего художника перебралась в Москву, где Петр продолжил обучение в школе и в техникуме. С самого юного возраста П.Г. Редечкина привлекал и увлекал за собой беспредельный мир творчества. В 1937-1939 он был принят в члены самодеятельного сектора при МОСХ, а затем учился в изостудии при МОСХ.  В 1939 году П.Г. Редечкину пришлось прервать обучение. Он был призван в армию на срочную службу, где его застала война.  С самых первых дней войны Редечкин участвовал в обороне Полоцка, там же выходил из окружения, принимал участие в контрнаступлении под Москвой. Пётр Григорьевич побывал на многих фронтах, встретил конец войны в Румынии. Военная служба для П.Г. Редечкина закончится только в 1946 году. События долгих и страшных четырех лет нашли отражение в творчестве художника тонкой и неотъемлемой линией. Еще на фронте, с первых лет войны П.Г. Редечкин делает небольшие наброски, портреты своих сослуживцев. Рисунки П.Г. Редечкина очень деликатные, воздушные, мягкие, живые. В них нет нарочитой трагедии и отталкивающей жёсткости – скорее некий уют. Его портреты смотрят на зрителя усталым, но каким-то очень чистым, невероятно светлым взглядом полного теплотой. «Портрет лейтенанта Романова, 1945» – портрет раненого бойца. Глаза лейтенанта смотрят на зрителя мягко, слово затуманено, его губы подернула печальная улыбка, гимнастерка застегнута на все пуговицы, добавляя строгости образу молодого солдата. «Портрет сослуживца,1945» в отличие от размеренного и спокойного Романова портрет взвинчен и порывист. Это человек сосредоточен и эмоционален, его скулы напряжены, на лбу играют мимические морщинки, а его взгляд стремителен и задумчив. Также фронтовые работы представлены зарисовками: «Дороги войны, 1941г.», «За чтением,1944», «Керчь. У горы Митридат, 1945».

После войны П.Г.Редечкин занимался в изостудии под руководством А.А. Григорьева. Уже совместно с И. Дружковым написал картину «Последний немецкий рубеж», а чуть позже «Большая семья» (или «Колхозный праздник»). Работа над последней шла пять лет, все больше обостряя интерес художников в тему сельской жизни. В 1949 году Редечкинпоступил в МВХПУ (б.Строгановское) на отделение монументально-декоративной живописи. Его наставниками во время обучения стали великолепные художники, среди которых были Д.И. Соколов, Н.П. Христенко, В.Ф. Бордиченко, А.В. Куприн, С.В. Герасимов, Г.М. Коржев.

Пётр Григорьевич был одним из лучших студентов. Его портреты, выполненные на малой родине, высоко отмечал Г.М. Коржев. После завершения обучения Пётр Григорьевич работал художником в учебно-производственных мастерских при МВХПУ и несколько лет на комбинате декоративно-прикладного искусства.В 1961 году Редечкина пригласили в МВХПУ на преподавательскую работу. Художник вел рисунок, восемнадцать лет работал на отделении монументально-декоративной живописи, а в 1983 году возглавил работу на кафедре реставрации монументальной живописи. Художник очень любил Петербург, привозил оттуда многочисленные зарисовки и эскизы, такие как: «Ленинград. У Петропавловского собора. 1974», «Ленинград. Весна. У Исаакиевского собора. 1980».

Как и в портретных зарисовках, в живописных работах Петра Григорьевича тонко прочитывается настроение. Петропавловский собор залит вечерним солнцем, устав от дневного зноя, а Исаакиевский погружен в тоскливую дождливость уходящего тепла. Это очень жизнеутверждающая живопись, цветная, гармоничная. Редечкин участвовал в многочисленных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве, Можайске и других городах России. В день памяти С.В. Герасимова в его доме-музее в Можайске собирались ученики мастера. В 2000 году там прошла выставка «Герасимов и его ученики», в которой принял участие П.Г. Редечкин с одной из «ленинградских» работ.

Пётр Григорьевич не раз в своем творчестве обращался к военной теме, и часто бывал близ родных мест в Рязани.Многие свои работы художник создавал по фронтовым наброскам и воспоминаниям («Камуфлет.Выход 390-го артполка из окружения в июле 1941»).  Он вел работу над крупными многофигурными и предметными композициями на военную тематику, доделывал свои этюды и рисунки («Ветеран», «Последний рубеж», «Мемориал», «Земля Волоколамская»). В 2004 году Пётр Григорьевич Редечкин ушел из жизни. Он навсегда отозвался незабвенным продолжением в своих последователях, оставив прочный узел в связи «мастер и ученик».