Версия для слабовидящих

Университет имени С.Г. Строганова

Аркадий Александрович Пластов

Ирина Авакян, бакалавр 1 курса кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна»

 

Рассматривая живопись первой половины XX века невозможно пройти мимо творчества Аркадия Александровича Пластова. Пожалуй все люди от мала до велика знают его знаменитые картины «Сенокос», «Жатва» и «Купание коней».

 

Выходцу из деревни Прислониха, Симбирской губернии была уготована другая судьба. Дед Пластова был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Также дед Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе. Писал он и иконы - некоторых из них сохранились до наших дней. Именно дед передал внуку свою любовь к искусству.

 

Спустя пять лет обучения в духовно семинарии происходит роковая встреча Аркадия Александровича с артелью иконописцев, занимающихся на тот момент реставрацией росписей одной из церквей Прислонихи. После этого Пластов решил во что бы то ни стало стать живописцем. Далее, окончив семинарию, Аркадий в 1912 году поступает в столичное Строгановское художественно–промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Здесь он занимался также живописью под руководством таких известных мастеров, как А. Е. Архипов, А. М. Корин, А. С. Степанов.

 

Возвратившись в родные края, Аркадий Александрович полностью погрузился в творческий процесс. От его внимания не ускальзывает ни один односельчанин за работой или отдыхом, животные, занимающиеся своими делами или богатая на краски, чистая и завораживающая природа. Так за плодотворной работой собирается более 10 тысяч картин, многие из которых получили признание на выставках.

 

Что касается военного времени, художник практически не затронул эту тему. Великая Отечественная застала Пластова в родной деревне, которая, ставшая лейтмотивом всего творчества живописца, помогла создать единственную, но настолько чувственную и пронзительную картину. «Фашист пролетел» показывает не кровавую бойню, не подготовку к сражению или душераздирающее состояние потерявших близких. На данном произведении изображен сельский мальчишка, который уже никогда не увидит чудесный и прекрасный мир. Такая безмолвная обстановка среди природы говорит многое.

 

«Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей», — говорил Пластов. Так и его картины наполнены жизнерадостной и солнечной энергией. Они преисполнены той миролюбивости и искренности, что никого не оставят равнодушными.