Активна версия сайта для
слабовидящих граждан
Основная версия сайта
Добро пожаловать на портал Университета Строганова!
欢迎来到俄罗斯国立工艺美术大学(斯特罗加诺夫大学)门户网站
Университет
Наука
Университет Строганова   /   Наука   /   Конференции   /   «Небесная Лествица. Искусство как восхождение. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура, дизайн и предметно-пространственная среда христианского мира»

«Небесная Лествица. Искусство как восхождение. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура, дизайн и предметно-пространственная среда христианского мира»

 

26 января в рамках XXXI Международных образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» завершила работу секция РГХПУ им. С.Г.Строганова «Небесная Лествица. Искусство как восхождение. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура, дизайн и предметно-пространственная среда христианского мира».

 

Конференция проходила в онлайн формате. Cсылка на видеозапись выступлений:

1 часть – https://youtu.be/aXBdpFVluyM

2 часть – https://youtu.be/WNUTU5dlxu0

 

Организаторы: РГХПУ им. С.Г.Строганова, НИИ РАХ, МАРХИ, Факультет искусств МГУ им. М.В.Ломоносова, Московский государственный музей «Дом Бурганова», Национальная академия дизайна.

 

Секция РГХПА им. С.Г.Строганова проводится ежегодно. Программа конференции включает все доклады: как представленные в письменном виде, так и выступления. На основе присланных материалов конференции готовится издание коллективной монографии.

 

В приветственном слове Академика РАХ, ректора РГХПУ им. С.Г.Строганова подчеркивалась важность выбранной темы в контексте нравственного, этического и профессионального развития молодых художников, дизайнеров, архитекторов как своеобразной лестницы духовного восхождения личности. Заявленная проблема «Искусство как восхождение» затрагивает духовный выбор художника, его творческий путь, преодоление себя. Творчество как восхождение к духовному совершенству по той самой «Лествице», о которой писал Иоанн Лествичник. Искусство – это путь самопознания как для художника, так и для зрителя, восстановление в человеке образа Божия.

 

Подобная тема предполагает системное видение не только самого пути творчества как духовного роста, но и результатов творческой деятельности, предметно-пространственной среды, литургического пространства, произведений монументально-декоративного и изобразительного искусства, декоративного искусства, архитектуры и дизайна.

 

В выступлениях затрагивались проблемы канона и религиозного чувства, взаимоотношения сакрального и брутального в искусстве, символика, пространство и формы храмового зодчества как «Церкви Небесной» и симфония искусств. Конференция проводилась в рамках подготовки к 200-летию Строгановской школы (1825-2025) и 90-летию освящения храма Марфо-Мариинской обители, созданной покровительницей Строгановской школы Святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Федоровной Романовой. Ряд докладов преподавателей, магистров (членов СНО) специально был посвящен ее деятельности.

 

Программа конференции

 

11-00. Открытие конференции.

Приветственное слово ректора РГХПУ им. С.Г.Строганова, Академика РАХ, профессора С.В.Курасова

 

Секция 1.

Проблемы духовного восхождения и художественное творчество

1. Кошаев Владимир Борисович. РГХПУ им. С.Г. Строганова
Неотмирность искусства в догматике изображения в раннем христианстве
2. Бурганова Мария Александровна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Канон и чувство *)
3. Большаков Владимир Ильич, Дюков Илья Вячеславович. РГХПУ им.С.Г.Строганова.
Сакральное и брутальное – доминанты культурно-художественного восприятия мира
4. Ярных Вера Серафимовна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
«И узрели они посреди моста лествицу»: Небесный образ земного храма в «Видении» Робера, аббата Мозака (984 г.) *)
5. Орлов Игорь Иванович. Липецкий государственный университет
Религиозно-богословские труды Льва Тихомирова начала XX столетия в контексте развития «Евангельской и христианской философии» святителя Тихона Задонского *)
6. Лексина Ольга Игоревна. АИС
Отражение скорбей Девы Марии в деревянной полихромной скульптуре Испании периода Ренессанса и барокко *)
7. Вертинская Ю.А. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Тинторетто «Ангел, предсказывающий мученичество Святой Екатерины Александрийской» *)
8. Вишневская Елена Владимировна, Третьякова Анна Алексеевна. Тольяттинская академия управления *)
Культурные центры Руси XII века
9. Королева Светлана Владимировна. ТулГУ
Древнерусское средневековое искусство
10. Ильина Ольга Александровна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Прообразовательный цикл в фресках Смоленского собора Новодевичьего монастыря: иконография, её истоки и развитие в древнерусском искусстве
11. Косякина Юлия Леонидовна. Южно-Уральский государственный университет. От 1000-летия Крещения Руси: развитие церковного искусства на Урале *)
12. Абраменко Наталья Михайловна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Шитые покровы на раку Александра Невского и некоторые особенности иконографии князя в искусстве XVII в.
13. Павлова Анастасия Сергеевна. Музей христианской культуры
Далёкое и близкое: икона в современном пространстве
14. Ивановская Вера Игоревна. МАРХИ.
Семантика образа кивория (церковной сени, балдахина) в русском православном храме
15. Фадеева Любовь Сергеевна. МГУ имени М.В. Ломоносова
Русская икона – факторы художественной образности.
16. Ван Дзин. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
К вопросу о влиянии буддизма на китайское искусство *)

 

Секция 2.

Храмовое пространство и архитектура как отражение семантики и образа «Церкви небесной»

17. Горькова Анна Николаевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Погребальная капелла Архангела Михаила в монастыре Пантократора: к вопросу об истории сложения композиции храма и ее источниках
18. Вишневская Елена Владимировна, Маньшина Дарьяна Андреевна. Тольяттинская академия управления *)
Шатровые храмы – символ искусства зодчества Древней Руси
19. Чебан Аника Николаевна. МАРХИ
«Типовая» форма православного храма
20. Горелов Михаил Вячеславович. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Семантика скульптурных образов в рельефах Дмитриевского собора (г. Владимир) *)
21. Докучаева Елена Евгеньевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре как образ Небесной обители
22. Агамирова Ольга Николаевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Елизавета Фёдоровна Романова: вклад в развитие культуры и искусства ХХ века
23. Зубец Валентина Михайловна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Проект Ф. Шехтеля и учеников Строгановского училища церкви Пимена в Новых Воротниках
24. Цветкова Полина Олеговна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Палладианская архитектурная традиция в храмовом зодчестве Северной Америки XVII-XIX веков *)
25. Носачева Мария Константиновна. МАРХИ
Первые православные храмы в условиях русской эмиграции *)
26. Фрейверт Людмила Борисовна. Центр традиционной тульской керамики
Образы восхождения и (вос)парения в архитектуре советского авангарда
27. Аристова Светлана Леонидовна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Свято-Вознесенский Войсковой Кафедральный собор г.Новочеркасска: Художественное совершенство и образ Церкви Небесной *)
28. Верховых Елена Юрьевна. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», УралНИИпроект
Основные стилевые направления в современном российском церковном зодчестве *)
29. Пожидаева Софья Алексеевна. МАРХИ.
Архитектурно-художественные компоненты современного православного храма в условиях сложившейся высотной застройки г. Москвы *)
30. Позднякова Дина Юрьевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
О текстах, цитатах и надписях в интерьере храма святителя Алексея в селе Середниково, а также публикация настенной надписи с именами художников братьев Пашковых *)

 

Секция 3

Изобразительное и декоративное искусство христианского мира

31. Акилова Анна Дмитриевна, Гаврилин Кирилл Николаевич. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Образ «Благоверной царицы Марфы Матвеевны» и иконография русского провинциального портрета *)
32. Алиева Рена Интизар кызы. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Семантика форм и пластика фонтанов средневековой Европы
33. Красносельская Наталья Юрьевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Традиции местного кузнечного дела в сельских храмах Нижегородской области в середине XIX века *)
34. Платонов Дмитрий Дмитриевич. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Швейцарский геральдический витраж часовни св. Варфоломея в замке Пероль как пример социального и духовного восхождения
35. Вильданова Татьяна Владимировна. ВМДПНИ
Русское народное искусство и христианство. Актуальность темы для современных научных исследований, образования, музееведения
36. Белошеева Анна Александровна. РГХПУ им. С.Г.Строганова. Православные храмы в русской крестьянской вышивке *)
37. Опарина Н.А., Третьякова А.Е. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Традиции православия в Преображенском полку. Анализ униформы ефрейтора
38. Агамирова Ольга Николаевна, Соколова Ангелина Сергеевна, Черных С.И. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Религиозная реверсивная живопись на стекле: отечественная и зарубежная практика *)
39. Соколова Ангелина Сергеевна, Баклашова Василиса Игоревна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Тема православной культуры в творчестве скульптора Андрея Криволапова *)
40. Колонова Елена Викторовна, Соколова Ангелина Сергеевна, Чистякова Ольга Анатольевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Христианские и Библейские сюжеты в русском студийном стеклоделии ХХ-ХХI веков
41. Кельцына Анастасия Владимировна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Проявление национального наследия в современном дизайне текстиля*)
42. Кошелев Георгий Константинович, И.В.Островский. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Сакральные мотивы в творчестве Генри Мура *)
43. Удальцова Мария Борисовна. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Часы эпохи Возрождения как модель мироздания и система духовных координат *)
44. Позднякова С.Е., Поздняков Е.В. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Восстановление металлического оклада напрестольного Евангелия начала XIX века, с реконструкцией утраченных медальонов в технике финифть *)

 

Секция 4

Современное религиозное искусство и проблемы духовного возрождения

45. Власова Ольга Михайловна. Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Тема православия в работах студентов Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова *)
46. Крохалева Анна Петровна. Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Религиозные мотивы в советском искусстве *)
47. Глазов Игорь Валерьевич. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Стиль и художественное сознание в искусстве ХХ века *)
48. Панкратова Александра Владимировна. НИУ Московский энергетический институт *)
Эйдическое восхождение в современном искусстве и дизайне
49. Айламазьян Аида Меликовна. Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» имени С.Д. Рудневой
Внутренняя работа личности в процессе овладения музыкально-двигательной импровизацией
50. Кудрявцев Виталий Викторович, Антипенко Магдалина Витальевна. Саратовский Государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
Тема нравственности в учебном процессе в направлении «Дизайн архитектурной среды»
51. Салтыкова Галина Михайловна. МПГУ
Воспитательный потенциал искусства и дизайна в художественно-педагогической практике *)
52. Павлова Ольга Борисовна. МСХ, ТСХР.
Выбор сюжетов и изобразительного языка в клеймах икон современными художниками-иконописцами XXI века
53. Cивкова Мария Юрьевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова
Образ Богородицы в монументальных произведениях краснодарской мастерской «Флорентийская мозаика» *)
54. Рубцова София Николаевна. РГУ им. А.Н.Косыгина (Технологии, Дизайн, Искусство)
Генезис художественной идеи: символ, материал, пространство (на примере творчества Максима Дёмина)
55. Жердев Евгений Васильевич, Лю Бинь. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
К проблеме духовных универсалий в проектно-художественном творчестве: искусство, дизайн и архитектура *)
56. Серов Сергей Иванович. РАНХиГС
Религиозные темы на Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» *)
57. Рымшина Елена Николаевна. РГХПУ им. С.Г.Строганова. Типографическая лествица российских плакатов 2000-х годов *)
58. Воронова Мария Викторовна. Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Религиозная тематика в пастелях Румяны Анатольевны Внуковой (г. Красноярск) *)
59. Николаев Сергей Рудольфович. Московский Политех
Сотворение: от простого к сложному. Элементарная картина происхождения мира и человека в графических композициях студентов первого курса и Шестоднев на фоне исследования переводов Библии в дипломном проекте *)
60. Лаврентьев Александр Николаевич, Гэ Сяофан. РГХПУ им. С.Г.Строганова.
Восходящая диагональ как пластический мотив в изобразительном искусстве и визуальной культуре фотографии ХХ века

 

Доклады, отмеченные *), представлены в письменном виде, включены в формирующийся сборник материалов конференции.